Найти в Дзене
История с Егором

Иван Беляев, белогвардеец в Южной Америке

Оглавление
"Если нельзя было спасти Россию, можно было спасти ее честь." Иван Беляев
"Если нельзя было спасти Россию, можно было спасти ее честь." Иван Беляев

Когда в Гражданской войне в России начали побеждать большевики, перед многими белогвардейцами встал тяжёлый выбор: эмиграция или смерть. Герой этого рассказа выбрал эмиграцию, но вместо привычных Парижа и Константинополя выбрал Асунсьон, столицу Парагвая. Еще при жизни генерала индейцы племени Чако признали его вождем клана "тигров", а сегодня земля, на которой живет племя, называется "колонией генерала Беляева". Давайте проследим путь Ивана Беляева и на его примере убедимся, что некоторые мечты могут стать реальностью независимо от обстоятельств.

Происхождение

Семья Беляевых в дореволюционной России. (Фото из архива семьи Беляевых)
Семья Беляевых в дореволюционной России. (Фото из архива семьи Беляевых)

1 мая 1875 года в семье потомственных дворян Санкт-петербургской губернии появляется на свет Иван Тимофеевич Беляев. Его отец командовал первой лейб-гвардейской артиллерийской бригадой, а потом был комендантом Кронштадта. Все дяди дослужились до генеральских званий, а двоюродный брат Михаил Алексеевич Беляев впоследствии станет даже военным министром во Временном правительстве. По офицерской стезе пошли и три старших родных брата Ивана. Естественно, юноша тоже мечтал о службе, но при поступлении в кадетский корпус возникли трудности — Иван был сильно близорук. Помогли лишь связи родных, личный приказ министра и обещание, что плохое зрение не станет препятствием в учебе и тренировках.

Еще до поступления в кадетский корпус маленький Иван знакомится с культурой индейцев. Вот, что он потом запишет об этом знакомстве в своей книге "Записки русского изгнанника":

"Со всем тем мою судьбу окончательно решило одно ничтожное обстоятельство. Гуляя с тетей по Андреевскому рынку нашего Васильевского острова, я обратил ее внимание на маленькую брошюрку с изображением краснокожего индейца и с надписью «Последний из Могикан».

Книжка стоила всего 12 копеек и представляла собой сжатый пересказ знаменитой новеллы Купера. Мы тотчас принесли ее домой, где Володя и Кока оценили ее по достоинству. На Рождество дети разъехались по домам и заболели корью. В жару все мы бредили гуронами и ирокезами, и, когда я немного оправился, и тетя, чтоб сберечь мои глаза, стала читать мне вслух в затемненной комнате, я уже ничего не хотел, кроме Купера, кроме индейцев и всего, что только могло их коснуться. Но не приключения его героев привлекали мое сердце: между строк я видел иные подвиги, иные страдания — я видел все то, что было недосказано автором, так ярко и правдиво описавшим индейцев...Развернув XIV том "Истории путешествия генерала" , я увидел там старинные карты с названиями всех индейских племен Северной Америки. Значит, это не была фикция, Купер описывал живых людей!"

Военная служба и участие в Первой мировой войне

Беляев, на груди Георгий
Беляев, на груди Георгий

Иван Беляев заканчивает знаменитое Михайловское артиллерийское училище, служит в гвардии, потом на Кавказе, где занимается составлением Устава горной артиллерии. Еще с юности Беляев увлекался этнографией, состоял членом Императорского географического общества и даже написал несколько научных статей, посвященных хевсурам — самобытному племени, жившему на берегах реки Арагви. Потом, в Асунсьоне, Иван будет сравнивать Парагвай с Владикавказом.

В 1914 году — полковник и командир батареи в 1-м Кавказском артиллерийском дивизионе. В роли командира артиллерии Беляев показывает себя как выдающийся организатор. В 1915 году Беляев разрабатывал идею создания в глубоком тылу особых запасных батальонов от каждого действующего полка, где уцелевшие кадровые офицеры и солдаты могли бы воспитывать в молодежи «дух старой армии». Уже тогда Беляев понимает, что ситуация в России развивается по революционному сценарию. В 1915 году — Георгиевский кавалер «за спасение батареи и личное руководство атакой». В начале 1916 тяжело ранен. Находился на лечении в лазарете Её Величества в Царском селе. В 1916 году — командир 13-го отдельного полевого тяжелого артиллерийского дивизиона, участвовал в «Брусиловском прорыве».

Гражданская война и эмиграция

Пётр Врангель, под началом которого служил Беляев
Пётр Врангель, под началом которого служил Беляев

"Какая демократия окружает своих избранников ореолом, заставляющим русского видеть в Царе не жалкого исполнителя капризов своевольной и подкупленной черни, а эмблему чести, долга, глубокой веры в Бога, готового в свою очередь умереть за эти святыни, как солдат, как герой, как мученик!?". Эта фраза из воспоминаний Беляева объясняет его отношение к революциям, произошедшим в России за 1917 год. В 1918 году Иван вступает в Добровольческую армию под командование Петра Врангеля. Сначала он поработает начальником артиллерии 1-ой конной армии Врангеля, но скоро будет повышен до инспектора артиллерии всей армии. В тылах под Харьковом Беляев налаживает выпуск артиллерии для армии, а также неусыпно инспектирует оснащение солдатских рот и дивизий. К 1920 году становится понятно, что выиграть в Гражданской войне не получится, поэтому Беляев из Новороссийска отправляется в долгое путешествие.

Сначала Константинополь, после Александрия Египетская, а оттуда на последние деньги был куплен билет до Буэнос-Айреса. От столицы Аргентины был проделан путь до Асунсьона, столицы Парагвая, который до конца жизни Ивана Беляева станет вторым домом.

В Парагвае

Процессия индейцев во главе с Беляевым
Процессия индейцев во главе с Беляевым

"Если бы в массах переселенцев я смог найти хотя бы десяток единомышленников, эта идея сохранения Святой Руси была бы осуществлена здесь, в Парагвае. Здесь передо мной открывались все возможности будущего. Каждая моя просьба исполнялась. Каждое мое пожелание встречало радостный отзыв. Мой авторитет — бескорыстного, беззаветно храброго и самоотверженного слуги моей новой родины, пламенного защитника обездоленных соотечественников, рыцаря чести в защите слабых — стоял выше всякого другого…" - писал в своих воспоминаниях Иван Беляев.

В 1924 году генерал Иван Тимофеевич был назначен в столичную Военную школу как преподаватель артиллерии, фортификации и французского языка. На его первой лекции лично присутствовал военный министр и все высшие офицеры.

На деньги правительства, заинтересованного в военных специалистах, в Париже открывается газета "Парагвай", которая начинает агитировать бывших белогвардейцев ехать в Южную Америку. Желающих оказалось немало, в основном инженеры и технически грамотные офицеры с семьями. Позже за ними потянулись простые казаки. Казавшаяся поначалу совершенно утопической идея сохранения духа дореволюционной России стала обретать реальные черты.

13 Экспедиций

Карта Чако-Бореаль
Карта Чако-Бореаль

Между тем сам Беляев получил от парагвайских властей новое задние — составить карту области Чако-Бореаль (то есть северного Чако). Это был почти непознанный район, в большинстве мест которого еще не ступала нога белого человека. Два месяца в году здесь без перерыва шли дожди, в остальное время не выпадало ни одной капли влаги. Летом температура достигала 50 градусов, а зимой опускалась до нуля. В этих гиблых местах, кишащих ядовитыми змеями и пауками, обитали лишь немногочисленные индейские племена, иногда склонные к каннибализму. На эту область претендовали Парагвай и Боливия, в этом регионе нашли потенциальные признаки значительных запасов нефти. Боливийцы заключили контракт с американской компанией Standard Oil, принадлежавшей Рокфеллерам, парагвайцы и связанные с ними аргентинские бизнесмены сделали ставку на англо-голландский концерн Royal Dutch Shell. Вопрос политической принадлежности территорий встал очень остро, с чем и было связано желание парагвайского правительства составить карты и «застолбить» эти земли.

За несколько (с 1925 по 1932) лет Беляев совершит 13 экспедиций в этот регион. В результате этих путешествий была проведена топографическая съемка местности, документально и фактически закреплены за Парагваем спорные территории, обнаружены потайные индейские тропы, затерянные в пустыне колодцы и становища. Но самое главное — были установлены доверительные отношения с индейцами, многие из которых впервые увидели белых людей. Иван Тимофеевич освоил язык племен мака и чимакоков, составил его словарь, описал религиозные обряды и быт индейцев. В племени чимакоков Беляева уже считали своим — выбрали главой клана и прозвали гордым именем «Элебук» — «Сильная Рука» и был выбран касиком (главой) клана Тигров.

Чакская война, немцы против русских

Карта военного конфликта
Карта военного конфликта

В июне 1932 года Боливия напала на парагвайские форты в Чако. Началась самая кровопролитная латиноамериканская война XX века. Страны давно шли к открытой войне, но силы были не равны. Боливия превосходила Парагвай по численности населения и по размеру военного бюджета. Она располагала довольно большим количеством самолетов и имела на вооружении танки, отсутствовавшие у парагвайцев. Во главе боливийской армии стояли немцы: командующий генерал Ганс Кундт и начальник штаба генерал фон Клюг, опиравшиеся на помощь 120 немецких офицеров. Почти все они прошли Первую мировую и были кадровыми военными, но поскольку по условиям Версальского договора не могли быть востребованы в своей стране, подались в наемники.

-8

В то время в парагвайской армии служило 80 бывших белогвардейских офицеров, эмигрировавших из России, в том числе и советник президента Парагвая, Иван Беляев. Так как победить за счёт сражения "лоб в лоб" не представлялось возможным, армия Парагвая сделала акцент на партизанскую войну, изматывание противника. Помимо этого прямо перед войной были закуплены ручные миномёты, позволяющие вести манёвренную войну.

Иван Беляев второй слева
Иван Беляев второй слева

Именно в этой войне данные, полученные Беляевым в его экспедициях, сыграли важную роль. Боливийский блицкриг не удался – атакующим удалось захватить лишь два из четырех укреплений, после чего они замерли перед линией наскоро выстроенных парагвайцами укреплений, и фронт практически стабилизировался. Пока боливийская армия пыталась лобовым ударом пробиться через выстроенные под руководством русских инженеров укрепления, парагвайцы сумели провести массовую мобилизацию, сколотить из резервистов новые воинские части и отбить ранее захваченные форты. А потом и перенести военные действия на территорию противника.

В конце мая 1935г. Боливия, армия которой за время войны только убитыми потеряла около 90 тыс. человек, обратилась в Лигу наций с просьбой о помощи в заключении перемирия. По условиям мирного договора, подписанного в июле 1938г. в Буэнос-Айресе, три четверти Гран-Чако отошли к Парагваю.

Из семидесяти русских добровольцев, воевавших в парагвайской армии, погибли в бою шестеро. В Асунсьоне до сих пор существуют улицы, носящие имена Basilio Serebriakoff, Mayor Kasianoff, Capitan Malutin, Comandante Salaskin, Teniente Kanonnikoff, Capitan Nicolas Blinoff, Nicolas Goldshmidt и Coronel Butleroff.

Защита парагвайских индейцев и смерть

Индейцы племени Мака
Индейцы племени Мака

Последние двадцать лет своей долгой жизни генерал фактически провел среди индейцев. То он гостил в селениях племени мака и чимакоков в Чако, то они приезжали к нему в Асунсьон и жили в его доме. Генерал Беляев стал сражаться за их права и вскоре возглавил Национальный патронат по делам индейцев. Поскольку Иван Тимофеевич знал множество языков, он смог договориться с Лигой Наций о создании колонии для индейцев рядом с Асунсьоном и признании гражданских прав индейцев.

В 1938 году состоялась премьера первого в истории индейского театра. Труппа из 40 человек играла пьесу о жизни племени мака и их участии в войне. Пьесу приняли на ура не только в Парагвае: несколько месяцев труппа гастролировала в столице Аргентины в Буэнос-Айресе. Идея и организация данного театра - это также заслуга Ивана Беляева.

19 января 1957 году генерала не стало. На его отпевание в православный храм пришли сотни индейцев в украшенных перьями нарядах, с боевой раскраской на лицах. Они подняли тело Элебука и унесли. Похоронили Беляева по своему обычаю на высоком постаменте, чтобы воды разливающейся реки не потревожили его покой.

Могила Ивана Беляева
Могила Ивана Беляева

Так жил и умер достойный сын нашего отечества. Мог ли молодой Иван Тимофеевич, артиллерийский полковник, подумать, что он станет лучшим другом индейцам или поможет маленькой латиноамериканской стране отстоять свои территории? Сомневаюсь, но Беляев не боялся мечтать, и именно мечты позволили ему прожить очень яркую и насыщенную событиями жизнь. Не бойтесь мечтать и вы!