Базилика Святого Петра была переполнена прихожанами и туристами в воскресенье Пятидесятницы 21 мая 1972 года, когда внезапно сумасшедший, крича «Я Иисус Христос», перепрыгнул через барьер и начал крушить молотком одно из самых изысканных произведений искусства в мире, «Пьету́» Микеланджело.
Повреждения великолепной мраморной скульптуры, единственной, когда-либо подписанной художником, были весьма значительными. 15 ударов молота откололи нос Мадонне, держащей тело распятого сына, повредили левое веко, шею, голову и вуаль. Ее левая рука была сломана, а пальцы раздроблены, когда от множества ударов она упала на пол.
Папа Павел VI, занимавший престол понтифика в то время, был потрясен бессмысленным уничтожением такой невероятной красоты, но по иронии судьбы некоторые из его предшественников как раз и возглавляли нападение на другой шедевр Микеланджело пять веков назад.
Под покровительством папы Павла III Фарнезе, человека большой культуры и щедрого мецената, последнего великого папы эпохи Возрождения, художник создал «Страшный суд», огромную фреску за алтарем Сикстинской капеллы.
Работа уже шла полным ходом, а некоторые ханжи Ватикана все еще возражали против изображения наготы в таком священном месте. Микеланджело отомстил самому рьяному из критиков, Бьяджо да Чезена (папскому церемониймейстеру), нарисовав его на фреске в виде царя Миноса в подземном мире, с ослиными ушами и змеёй, покусывающей его гениталии. Когда же да Чезена пожаловался на это оскорбление папе, понтифик шутя ответил, что у него нет юрисдикции в подземном мире, а потому нелестное для Чезена изображение должно остаться.
Однако последующие папы не были столь снисходительны. Павел IV, великий инквизитор, который, как писал писатель эпохи Возрождения Мишель де Монтень, «кастрировал столько прекрасных древних статуй в своем Городе, чтобы не искушать наш взор», поклялся уничтожить и фреску Микеланджело. Но уже Пий IV выполнил свою угрозу в действительности. Он приказал художнику Даниэле да Вольтерра прикрыть оскорбительные гениталии на фигурах «Страшного суда», за что получил уничижительное прозвище «художник в штанах».
Так называемая «кампания фиговых листьев» против «Страшного суда» продолжалась и после Пия IV. Например, великий мастер Эль Греко предлагал заменить всю фреску «скромной и приличной» и «не менее хорошо написанной, чем эта». Большая часть всех дополнительных покровов была удалена во время недавней реставрации фресок Сикстинской капеллы, но фрески Даниэле да Вольтерра остались.
В ходе работ по реставрации было обнаружено, что гипс, на котором Микеланджело рисовал интимные места, был срезан и заменен еще до того, как да Вольтерра добавил свои печально известные «штаны». И величайшее творение гения Микеланджело так и осталось кастрированным, но всё же поражает каждого, кто смог увидеть его великолепие воочию.
Благодарю за подписку и ваши комментарии. Ниже ссылки на другие статьи: