Фаворитка турецкого султана Селима II, также как и ее свекровь Хюррем - Султан носила титул "Хасеки", а с восшествием на престол сына Мурада III получила титул "Валиде".
Предположительно она была представительницей ветки двух знатных венецианских родов и звали ее Сессилия Веньер-Баффо и родилась она острове Парос между 1525 и 1530 годами. Ее отцом был Николо Веньеро, правитель того самого острова.
В Гарем будущего султана Селима она попала в период между 1542 и 1544 годами, когда он еще был санджакбеем Коньи, перед этим попав в плен к Барбароссе Хайреддину-паше во время его экспедиции к острову в 1537 г.
Став наложницей, Нурбану сумела выделиться среди всех фавориток своей красотой и незаурядным умом и в Конью она отправилась уже вместе с Селимом, где они прожили совместно 14 лет, там же родился их сын Мурад, остававшийся их единственным ребенком до самого становления Селима султаном.
В 1558 г. умерла Хюррем-Султан и султан Сулейман I, стараясь пресечь конфликт между Селимом и его братом Баязидом, отправил первого сначала в Котахью, а затем в Конью. К этому времени вырос и Мурад, его царствующий дедушка отправил править Акшехиром.
Борясь за власть для Селима, она заручилась помощью венецианских родственников, чтобы те со своей стороны поддержали его. В 1566 г. Селим таки стал султаном, перед этим казнив брата Баязида и его детей. Нурбану возглавила гарем, в качестве матери старшего наследника султана. Венецианский посол Джакопо Соранцо писал:
«Хасеки… по слухам, чрезвычайно любима и почитаема Его Величеством как за её невероятную красоту, так и за необычайный ум».
Селим даровал ей титул "Башхасеки" - главной фаворитки. Она не последовала по традиции за сыном в санджак, а осталась жить во дворцах Стамбула и Эдирне вместе с Селимом. Историк Сакаоглу пишет, что это могло случиться из-за того, что Селим став правителем империи пристрастился к алкоголю, в истории его имя известно как "Селим алкоголик". И фактически, за него правила Нурбану, с нее началась эпоха "женского султаната", которая весьма отрицательно сказалась на Османской империи.
За время правления Селима у него родилось еще шесть сыновей от других наложниц, но самой главной все также оставалась Нурбану,несмотря на то, что детей у нее больше не было. Он даже решил следовать примеру отца, Султана Сулеймана и вступил с Нурбану в официальный брак.
После смерти Селима, Нурбану еще 8 дней держала тело мужа в огромном сундуке со льдом. О смерти султана было известно лишь ей и главному визирю. От всех остальных смерть скрывалась, вплоть до возвращения во дворец Мурада, ради которого все это и было устроено.
В тайной обстановке, Великий Визирь объявил Мурада султаном, приняв присягу,новый султан в первую очередь избавился от конкурентов, приказав задушить своих братьев. Стефан Герлах так описывал восхождение Мурада III на престол:
«Из всех женщин отца во дворце осталась только одна [Нурбану], все остальные были отправлены в Старый дворец, на глазах у Мурада были задушены все его младшие братья, самому старшему из них было 8 лет, когда мать одного из этих шехзаде узнала о смерти сына, она покончила жизнь самоубийством — зарезалась».
С этой минуты Нурбану стала Валиде - Султан, то есть "Мать Султана". С нее же началась традиция «валиде алаи», когда гарем нового султана во главе с его матерью переезжал из старого дворца в новый, с пышным эскортом по улицам Стамбула. При ней гарем стал влиятельным учреждением, а сама Нурбану имела огромное влияние на членов династии. Сам Мурад относился к матери с глубоким уважением и почитанием. Но со временем ее заменила любимица сына - Сафие - Султан. Отношения между свекровью и невесткой не сложились. Однако, Мурад по прежнему зависел от мнения матери и ее советов. Незадолго до смерти Нурбану, венецианский посланник Паоло Контарини писал:
«[Он основывал] свои политические предпочтения на советах матери, ему казалось, что он не может принять ничей совет, кроме тех, кто был любим и предан его матери, отсюда и почтение, которое он выказывал ей, и почитание, которое он поддерживал за её необычные качества и множество достоинств».
Когда стало понятно, что Валиде доживает свои последние дни, Мурад заявил, что стал сиротой и больше некому его поддерживать во время сложностей в его правлении. Последний совет данный ему матерью со слов венецианца Джованни Франческо Моросини, был «самым благоразумным и предусмотрительным предостережением в отношении этого правительства, какое только могло исходить от хорошего, интеллигентного и непревзойдённого государственного деятеля».
Нурбану призвала сына особенно внимательно относится к трем вопросам: обеспечить более быстрое и беспристрастное правосудие в отношении его подданных, сдерживать его естественную алчность к золоту и деньгам и, прежде всего, следить за отношениями своего сына.
Нурбану-Султан умерла 7 декабря 1583 г. Отличаясь при жизни, она получила отличительные почести и после смерти. Согласно традициям, султан не должен был участвовать в похоронах матери за пределами дворца, но Мурад пешком сопровождал табут (гроб) матери до мечети Мехмеда Фатиха, где была прочитана заупокойная молитва. Эта мечеть была самой отдаленной от дворца, и выбрана не спроста. Мурад хотел, чтобы за душу его матери молилось как можно больше людей.
«В 991 году 22-го Зилькаде в среду [7 декабря 1583] во дворце Багчесарай в районе Еникапы добросердечная и добродушная мать Хазрети Падишаха отошла в мир иной. У гроба были все богословы, шейхи, государственные чиновники, Падишах тоже был в траурном платье, в глазах его были слёзы. Потом в мечети султана Мехмед-хана [Фатиха] в присутствии народа был совершён намаз. Падишах после этого покинул церемонию и вернулся во дворец. Другие сопроводили тело до Ая-Софьи и погребли тело в тюрбе с султаном Селимом [II]. Все 40 дней по очереди визири и кадии днём и ночью продолжали читать Коран, совершать намазы и перебирать чётки. Беднякам и не способным работать была роздана милостыня». - Историк Селаники.
Необычно и место захоронения. Мурад приказал похоронить мать рядом с отцом, султаном Селимом, в мечети Ая-София. Ее могила располагалась почти в центре мавзолея. Таким образом, Нурбану стала первой наложницей похороненная рядом со своим господином. Этим поступком, Мурад сделал мать полноправным членом династии Осман, а также негласно объявил , что он ведет свою родословную от Селима и Нурбану.