Если говорить о славянских копьях, то главное, что надо отметить - это одновременное бытование у наших предков копий сразу трех различных типов - универсального (которое чаще всего и понимается под общим термином "копье"), рогатины и пики. Да, именно пики, ака узкого граненого бронебойного наконечника.
Рассуждать о происхождении форм наконечников славянских (русских) копий X-XIII века я особого смысла не вижу. Ланцетовидные, яйцевидные, подтреугольные... Так, вкратце. Ланцетовидное копье (более-менее равномерной длины, без резкого сужения к острию) считается, во-первых, самым ранним, во-вторых, занесенным на Русь откуда-то из Северной Европы.
Что имеется в виду... Вот ланцетовидные копья:
Они узкие, но легкие, и с короткой втулкой, дающей довольно слабую прочность насада. Причем у начала втулки такой наконечник суживается. Но это еще не пика! Пикейный наконечник (бронебойной кавалерийской пики) имеет квадратное, а не уплощенное, как здесь, ромбическое сечение, а также более мощную и надежную втулку.
Это очень популярный тип наконечника на X век, для дружинных погребений славян практически всех племен - от Приладожья до Чернигова. Встречается у финнов, у варягов (от которых, скорее всего, и пришел), да у кого только не...
С технологической точки зрения - это один из самых простых в изготовлении типов наконечников.
В дальнейшем, с развитием доспеха, а главное, с появлением все большего количества народу в этих самых доспехах, такой наконечник эволюционирует в плане расширения и удлинения втулки, для обеспечения большей прочности насада (и, кстати, на более толстое древко).
Кроме того, появляется другой тип наконечника, который в дальнейшем долго будет самым популярным в славянских землях - наконечник удлиненно-треугольной формы, ромбического сечения, расширенный у основания, но сильно сужающийся к острию.
Вот такой:
Вариантов таких копий тоже несколько, но все они укладываются в общую принципиальную схему: наконечник куется зауженный у острия, но широкий и тяжелый у основания пера (у тульи, втулки) для повышения его массы.
Такие наконечники, как выше, у славян X-XII веков встречались часто... Но, что интересно, максимум их популярности - в деревнях, у мирного населения, у дружинников они тоже есть, но не преобладают. С XII века, когда на Руси начинается самый активный период феодальной раздробленности, такие копья становятся более редкими, хотя окончательно и не исчезают.
Потому что это преимущественно охотничьи копья. Еще не рогатина, но близко. То, что хорошо против медведя или вепря, работает хуже против двуногого противника, облаченного в ламелляр поверх кольчуги и мастерски закрывающегося щитом...
Кстати, именно таким копьем Васнецов снабдил Илью Муромца. В принципе, вполне логично - богатырь-то из народа...)
Обратите внимание на его очень тонкий, хотя и широкий кончик. Такое копье хорошо вгонять меж ребер крупному зверю, а вот по броне оно не очень, да и согнуться может... Кстати, чисто технически, забегая в сторону - копья в то время часто ковались, как и мечи, по принципу "дамаска", то есть пакетами из железа и стали разных сортов. Из-за чего после долгого употребления некоторые наконечники приобретали "пламенеющую" форму - мягкая сталь стачивалась быстрее твердой.
Вот вполне вероятный источник на Илюшино копье:
Да, еще. Широкие наконечники копий точились. В отличие от толстых граненых наконечников пик, которые просто заострялись, как гораздо более поздние их потомки - игольчатые штыки...
Впрочем, между копьем этого типа и классической пикой есть промежуточный вариант - подтреугольное копье, но очень узкое и длинное, каковое обнаруживается, как правило, в крепостях и замках знати. В общем, как всегда - куча переходных форм, как в эволюции и положено...)
Немного особняком стоят широкие копья яйцевидной или округло-лавролистной формы, среди которых выделяются рогатины. В первую очередь по весу - обычный наконечник копья - 200-400 грамм, рогатины - до 1 кг. Хотя и среди рогатин есть как побольше, так и поменьше.
Да. Рогатина - это просто очень тяжелое и широкое копье с наконечником округлых очертаний. Все. Никаких перекладин-ограничителей у основания старых русских рогатин обычно нет, хоть боевых, хоть охотничьих (да и не факт, что у наших предков вообще было такое разделение).
Вот - рогатина.
Вот - рогатина, хотя и более поздняя, XV века, тверского князя Бориса Александровича.
А вот всякие рогатины с перекладинами и т.п., напоминающие европейские эспантоны - это уже чисто охотничьи, а не универсальные поделия, к тому же совсем молодые, XVII-XIX века.
Вот это - семнадцатый:
Вот это - вообще девятнадцатый:
У по-настоящему старых рогатин, действительно универсального оружия (хучь на ведмедя, хучь на чудина, хучь на кыпчака) никаких перекладин нет.
Но рогатины слишком уж большого распространения никогда не имели, у них была своя специфическая ниша применения. В домонгольское время самые распространенные типы наконечников копий на Руси - это ланцетовидный, треугольно-удлиненный и... Пикейный. Но последний требует особого разговора.
Кстати о долгомерности. Обычное копье дружинника или охотника языческого времени было до 2 метров в длину - мы это знаем по месторасположению копий в захоронениях. Они клались наконечником либо к ногам, либо к голове, с учетом того, что длина погребальной камеры обычно ненамного превышала рост покойника...
Кавалерийские копья более позднего времени (кавалерия у русских князей, кстати, распространяется и становится ведущей силой почти синхронно с распространением христианства) должны быть более длинными, около 3-4 метров, но с источниками на такую длину все сложно.
Хотя, с другой стороны... Если сабли и мечи, которые клали в могилы, иногда целенаправленно гнули или ломали, почему не могли по той же логике обломить древко у копья?..