Если вы читаете этот текст, то, скорее всего, вам не составит труда добраться до нужной станции метро, расплатиться за коммунальные услуги, выбрать в магазине молоко и совершить еще сотню ежедневных бытовых действий. Но попробуйте проделать всё то же самое с повязкой на глазах — в текущих реалиях городской среды это окажется непростой задачей.
Тем не менее, по данным исследования аналитического бюро GxP News, с такими задачами ежедневно справляются 5,9 миллиона слабовидящих и незрячих людей в России. Более того, многие из них живут на полную: ведут блоги, учатся в вузах, путешествуют и не считают, что жизнь обошлась с ними несправедливо.
Чем занимается Всероссийское общество слепых
Александр Рожков, представитель Всероссийского общества слепых (ВОС) в Магнитогорске, лишился первого глаза в тринадцать лет, когда в него прилетел осколок. Второго лишился через три года почти по тому же сценарию. Принять новую реальность ему помогли близкие и те, кто оказался в той же ситуации, что и Александр. Сперва он брал аудиокниги в библиотеке Магнитогорского общества слепых, а позже стал преподавать в нем современные технологии для незрячих.
ВОС занимается реабилитацией людей с инвалидностью по зрению. Я помогаю с технической реабилитацией: учу незрячих людей пользоваться смартфонами и компьютерами. Другие проводят юридические консультации: помогают незрячим оформить инвалидность и разные документы. В организации есть «домашний» кружок, где учат готовить, пользоваться мультиваркой и голосовыми помощниками.
Мы поговорили с Александром, чтобы разобраться, какие возможности и ограничения сейчас есть у незрячих людей в России, как они получают образование, кем работают и как ориентируются в городской среде.
Как в России учатся без зрения
Государственные школы для людей с нарушениями зрения бывают двух типов: для незрячих и для детей с заболеваниями, которые рано или поздно приводят к слепоте.
Учатся в таких коррекционных школах от 10 до 12 лет, а программа в них идентична обычной школьной программе, разве что адаптирована под особенности зрения учеников: учебники для незрячих написаны шрифтом Брайля, а для слабовидящих — крупным шрифтом.
Людям, лишенным зрения, важно активно использовать в процессе обучения другие способы познания мира: например, чтобы понять, что собой представляет глобус, его нужно покрутить, потрогать, повзаимодействовать с ним, что-то услышать о нем и изучить, как он связан с другими объектами в пространстве.
Проблема в том, что в России в 2012–2013 учебном году было всего 16 специализированных школ для незрячих и 90 — для слабовидящих. Сколько таких школ сейчас, нам выяснить не удалось. Зато мы нашли сайт с перечнем действующих школ и интернатов для незрячих и слабовидящих людей. Там можно найти ссылки на сайты школ, их адреса и номера телефонов.
Всероссийское общество слепых консультирует родителей незрячих детей и педагогов по вопросам образования. Если педагоги не знают специфики обучения незрячих, общество слепых может предоставить методические материалы и предложить программу обучения.
Высшее образование вслепую
ЕГЭ незрячие люди тоже сдают — как и все. Но процесс имеет свои особенности. Школьникам выдают небольшую книжечку с адаптированными заданиями, то есть теми же егэшными задачками, но написанными шрифтом Брайля. Ответы записываются тем же шрифтом Брайля уже в другую тетрадку. Для этого на столе лежат Брайлевский прибор, бумага и грифель.
В России развитием доступной среды для людей с разными нарушениями зрения занимается проект «Особый взгляд». Его авторы пишут, что с любой инвалидностью можно поступать в вуз — приемная комиссия не имеет права отказаться рассмотреть документы.
По закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для людей с серьезными нарушениями зрения существуют льготы:
- люди с инвалидностью I и II групп или с инвалидностью с детства могут поступать на бюджет в рамках квоты;
- люди с инвалидностью I, II и III групп могут после получения первого среднего профессионального или высшего образования получить второе по другому профилю бесплатно;
- время экзаменов для незрячих и слабовидящих людей увеличивают, а иногда можно зачислиться и вовсе без вступительных экзаменов.
Правда, ЕГЭ и поступление — это только первый этап. Как незрячие студенты справляются с бесконечными объемами материала, изучением языков и сдачей экзаменов?
Александр Рожков:
Чтобы получить образование, незрячему человеку нужно хорошо владеть компьютером: уметь искать информацию в интернете, где-то ее хранить и воспроизводить. Я сам не так давно закончил МГТУ имени Носова по направлению «прикладная информатика». Было непросто — многие педагоги впервые столкнулись с незрячими студентами, они не знали, с какой стороны подойти, как подать материал. Спустя небольшой промежуток времени преподаватели поняли, что нам нужно, и смогли адаптировать формат под нас.
Читать материалы к парам помогают программы автоматического преобразования текста в речь, но не во всех случаях они справляются: например, бумажные учебники такой программе не под силу. А изучать языки приходится в основном на слух.
Прочитать текст с экрана компьютера незрячие люди могут с помощью брайлевского дисплея — это устройство подключается к компьютеру, считывает текст с экрана и переводит его в шрифт Брайля. На поверхности дисплея — сотни дырочек, из которых автоматически поднимаются и опускаются тонкие штыри, чтобы генерировать символы шрифта Брайля. На одном дисплее умещается до 80 символов.
Существенный недостаток такого дисплея — его стоимость. Цены начинаются от 200 000 рублей и доходят до миллиона.
Важным шагом в сторону доступности образования для всех было бы выдавать такие дисплеи незрячим студентам на время обучения. Было несколько случаев, когда им выдавали девайсы в библиотеке для незрячих или в ресурсных учебно-методических центрах. Однако пока что это не широкая практика и студенты продолжают сталкиваться со сложностями.
А кем работать после университета?
Александр рассказывает, что в его городе незрячие люди работают массажистами в поликлиниках, операторами в call-центрах или благодаря помощи Всероссийского общества слепых устраиваются на предприятия. Многие оканчивают юридическое направление и успешно работают юристами. Также незрячие люди могут работать с текстами — например, быть копирайтерами и переводчиками.