Найти в Дзене

Смотрим на результаты экзамена правильно

Оглавление

Когда ребенок хорошо сдал ЕГЭ, а когда провалил? Многие скажут, что хорошо сдать экзамен — это набрать от 80 баллов и выше, а еще лучше 100. Как правило, такой результат дает выпускнику надежду поступить на бюджет. 

Мы же считаем, что успех или неудача ребенка измеряется не только полученными на экзамене баллами. Далее расскажем, когда средний результат это не провал.

Как сдали ЕГЭ в 2023 году

Рособрнадзор подвел предварительные итоги Единого государственного экзамена 2023 года. В этом году его сдавало свыше 630 тысяч выпускников. По данным ведомства, 300 баллов на ЕГЭ набрали 17 выпускников, еще 256 человек получили по 200 баллов, 7084 одиннадцатиклассников стали стобалльниками. 

-2

Что показывают эти цифры? Основная масса ребят набрала на ЕГЭ от 50 до 70 баллов. Только 1 % от общего числа одиннадцатиклассников сдал ЕГЭ на 100 баллов. По каким-то предметам набрать высший балл было “легче”, например по русскому языку и литературе. Получить заветную сотку по биологии и профильной математике в этом году было практически нереально. Это удалось только 0,1% от всех сдававших. 

Ребенок сдал ЕГЭ на 60+ баллов, когда это хороший результат?

Во-первых, если он написал выше среднего балла по стране, его уже стоит похвалить. Этот результат лучше, чем у большинства его сверстников.

Во-вторых, если он усердно готовился и в итоге превзошел самого себя — улучшил на экзамене свой первичный результат на 20-30 баллов. 

Попробуем объяснить на примере занятий в образовательном центре PROECT104 из г. Санкт-Петербурга, почему такой результат можно считать хорошим. 

Проследим какой путь прошел ребенок от первых занятий до сдачи ЕГЭ.

Старт занятий. Учеба в PROECT104 начинается с первичной диагностики — теста, цель которого определить уровень знаний ученика по отдельным темам и разделам, изучаемого предмета. Далее для каждого ученика создается индивидуальный план, исходя из его способностей и навыков.

На восьмимесячный курс ребята приходят с разным уровнем подготовки. Кто-то знает теорию, но ему не хватает практики. Другие наоборот, выполняют задания по наитию, но не могут объяснить как. Но бывает и так, что первое тестирование показывает очень низкий результат базовых знаний ребенка (иногда даже ниже порога). Иными словами, если бы ребенок сдавал ЕГЭ в тот момент, то с высокой вероятностью, не сдал. 

Первый месяц подготовки ребенок адаптируется к новому формату обучения, который отличается от привычных школьных уроков. В нашем центре занятия проходят в мини-группах от 4 до 8 человек. В мини-группе не получиться “отсидеться” и “отмолчаться” — ребенка сразу вовлекают в учебный процесс. Преподавателю легче заметить и помочь преодолеть трудности, возникающие у ученика; а также лучше адаптировать учебный материал и методики под его потребности. А учеба в коллективе позволяет ребятам обмениваться опытом и поддерживать друг друга. Они видят, что не одиноки в своих усилиях и могут вместе достигать успеха.

Не всем легко перестроиться и привыкнуть к новому педагогу и коллективу. Иногда первая реакция ребенка после занятий — усталость от непривычной нагрузки и только, а не радость или интерес. 

Важно понимать, что умение адаптироваться к новому (месту учебы/работы, коллективу или требованиям) — обыденная часть взрослой жизни. Но то, что не кажется сложным в зрелом возрасте, в подростковом воспринимается иначе. Ребенок тратит много физических и моральных сил на изучение того, что он пока плохо или совсем не знает. Некоторым даже хочется все бросить. Начинается борьба с самим собой: с ленью, апатией, неуверенностью в себе. Нужно дать ребенку время. Поэтому судить по первому-второму месяцу о эффективности учебы в формате мини-группы рано.

Экватор. Не середина обучения, а скорее момент когда у ребят начинает получаться и приходит понимание предмета. А с этим пониманием у них начинают “гореть глаза”. После занятий они не спешат домой, а продолжают обсуждать с педагогом и друг с другом решение заданий; даже те, кто не был разговорчив. Двухчасовые занятия их больше не выматывают, ведь когда понятно и интересно — время летит очень быстро. На этом этапе мы проводим пробный тест в формате ЕГЭ, и результаты уже совсем другие. Кто-то прибавляет 5-10 баллов, кто-то 15-20. У учеников меняется восприятия себя и своих возможностей. Те, кто был согласен на минимальный балл хотят получить больше. Кто планировал сдать на 70-80, старается подтянуться, чтобы заработать 90+.

В течение всего курса ведется психологическая подготовка к экзаменам со стороны педагогов и администрации. В какой–то момент (у всех по-разному) к ребятам приходит уверенность в своих силах, а страх перед экзаменам проходит. 

Финиш. Сдача экзамена и получение результата. Если ребенок спокоен, уверен и морально готов к ЕГЭ — это уже огромная победа над собой. Если он пока учился, приобрел новые навыки, которые пригодятся ему в жизни — это тоже достойно похвалы. Если первичный тест ребенок писал на 10-15 баллов (были ситуации, что с трудом на 5 баллов), а после 8 месяцев обучения получает на экзамене 65 баллов — мы радуемся, так его уровень знаний стал выше на +50 баллов.

Да, 65 баллов — это не 100, не 90 и даже не 80. Но это не провал, а показатель, что ребенок работал и старался. Он уже по баллам превзошел себя прежнего. Да, он расстроен, ведь ожидал большего. Ситуация очень обидная и может повлиять на его самооценку. Поэтому задача родителя дать понять своему ребенку, что он молодец, и самое главное, помочь правильно посмотреть на свой результат.

Как увеличить свой текущий результат на 30-40 баллов

  1. Правильное распределение времени. Здесь каждый может вспомнить, как ему приходилось, что-то судорожно делать в последний момент. Конечно, есть случаи, когда выпускник готовился за пару месяцев и неплохо сдавал. Готов ли ваш ребенок рискнуть своим будущим? По таким предметам как профильная математика или история стоит усиленно заниматься с начала 10 класса (мнение наших учеников здесь). А химию и биологию желательно дополнительно учить уже с 9 класса. Чем раньше начать, тем выше шанс получить высокие баллы, ведь у ребенка не только останется время, чтобы изучить весь материал, но закрепить на практике и повторить.
  2. Мотивация. Ребенок должен быть мотивирован и амбициозен в достижении цели. И это не просто желание хорошо сдать экзамен. А желание подкрепленное действиями: глубоко изучать предмет, выполнять все домашние задания для закрепления материала, не пропускать занятия без уважительной причины. И не бросать заниматься, даже тогда, когда хочется все бросить. 
  3. Выбор профессии. Чтобы была мотивация, важно объяснить ребенку, зачем он учится. Нет, совсем не ради того, чтобы сдать ЕГЭ. ЕГЭ в его жизни лишь одно из испытаний и средство для поступления в вуз. Ребенок учится, чтобы понять что ему нравится, чем он хочет заниматься, какое дело ему по душе. Задача родителей помочь с выбором профессии, а не решать за него кем быть, и тогда он не только поступит в вуз, но и закончит его. 

Начните свой путь с бесплатной профориентации.

Приглашаем учащихся 9, 10 и 11 классов и их родителей из г. Санкт-Петербурга или Ленинградской области на беседу с профориентологом. На беседе:

— определим сильные стороны ребенка

— подберем специальности и вузы

— составим план подготовки к экзаменам

Записаться на бесплатную профориентацию.