Найти в Дзене
Порцелиновый фан

Кожин П.М. (1904-1975). Скульптор. Конаково ("ЗиК").

Здравствуйте, друзья! Данная статья посвящена работе П.М. Кожина с такими материалами, как майолика и фаянс. В Дулево с подобными материалами не работали. В отличии от Конаково. С Конаковским предприятием П.М. Кожин сотрудничал с конца 1920-х годов. В технике работы с майоликой с ним мало кто мог потягаться. Он выполнял и выставочные произведения, созданные в единичных экземплярах, и предлагал образцы для массового производства.

В 1930-е годы П. М. Кожин формируется как художник-анималист. Он - участник многочисленных выставок, в том числе и Всемирной выставки в Париже (1937), где он был удостоен Золотой медали за серию фаянсовые фигур ("Волк", "Куница", "Соболек", "Выпь", все 1936-го года создания). Выставочные образцы я, с сожалению, в интернете в виде изображений не обнаружил, зато в галерее ниже представлены фотографии фигурок других животных, выполненные П.М. Кожиных в те же годы.

С 1938-го года Кожин устраивается на работу в Дулево - на фарфоровый завод. Но любовь к фаянсу и майолике осталась с ним навсегда. Оказалось, что именно такие материалы наиболее ярко выражали его взгляды на пластическое искусство. Почувствовал это и Исидор Григорьевич Фрих-Хар (1893-1978), и недолго думая, предложил Павлу Михайловичу сотрудничество с основанной и возглавляемой им (Фрих-Харом) Художественной лабораторией Конаково.

В течении ряда лет Кожина занимала тема сказок А.С. Пушкина. Несколько статуэток по произведению Пушкина "Сказка о попе и о работнике его Балде" были созданы в Конаково (правда, самая яркая скульптура, где Балда приготовился нанести попу первый щелчок, и поп, в предвкушении, сжался в комок, была создана в Дулёво - в фарфоре). В Конаково также была создана композиция из фаянса по пушкинской "Сказке о рыбаке и рыбке". Фотографии всех этих статуэток можно увидеть в галерее ниже. Все персонажи получились ну очень "живые". В немалой степени из-за того, что образы гротескны до карикатурности.

В те же 1930-е годы были созданы дружеские шаржи на академика Игоря Эммануиловича Грабаря (1871-1960) и некоего искусствоведа Морозова (1933 г., фаянс). К сожалению, никакой информации об искусствоведе Морозове, который бы так выглядел в 1930-х годах (лысина, седая борода и т.д.) я не нашёл, и интернет мне не помощник. У кого есть какая информация о таком человеке, делитесь ею в комментариях.

Работал П.М. Кожин и в монументальной скульптуре: самой известной композицией считается фонтан "Лань с тиграми" для московского ресторана "Арагви", созданный Кожиным в 1930-е годы. Ресторан был элитарным, в его интерьерах снимались фильмы, в частности, "Девять дней одного года" (1961). Правда, фонтан в кадр ни разу не попал, более того, в 2002-м году ресторан был закрыт и перестроен, и фонтан тогда же, скорее всего, был уничтожен. Даже фотографии его на просторах интернета я не обнаружен, так что опять-таки обращаюсь к читателям: если у вас сохранилась фотография фонтана старого "Арагви", не держите её в секрете, опубликуйте. Хотя бы как иллюстрацию в комментариях к данной статье.

Некто Г. Лубов в заметке "Зоопарк" Павла Кожина" (издание "Заря" от 23-го февраля 1981-го года) пишет: "Во время одного из приездов Кожина в Конаково весной 1953 года мне посчастливилось встретиться с ним в хранилище образцов фаянсового завода. Павел Михайлович тогда с большой теплотой и любовью рассказывал о скульптуре, изображавшей белую сову, которая гонится за зайцем. "Ночь", как назвал он это произведение, тоже была в Париже. Дело в том, что она вобрала в себя целый комплекс новинок. Во-первых, это - композиционная находка. Ему удалось оригинально изобразить динамику стремительного полета полярного хищника и бега спасающего свою жизнь зайца. Во-вторых, образы совы и зайца обобщены до предела. В них нет других подробностей, кроме навечно замершего движения погони и ужаса надвигающейся смерти. И в-третьих, автор отказался от детальной проработки цвета керамическими красками. Условностью цвета полутьмы полярной ночи он подчеркивает условность выбранных форм, что очень точно соответствует художественному замыслу. И все это решено элегантным использованием техники подглазурной солевой росписи. В такой же технике были выполнены и другие скульптуры этой серии. Не случайно французы - тонкие ценители искусства керамики - присудили ему высокую награду Парижской выставки." Напомню: на Всемирной выставке в Париже 1937-го года работы Павла Кожина были удостоены Золотой медали. Композицию "Ночь" ("Филин и заяц") см. в галерее ниже...

Одно из наиболее ярких произведений мастера - скульптура "Дрофа". Она делалась на предприятии "ЗиК" в Конаково. Не подобная, но похожая скульптура изготавливалась и в Дулёво - но уже из фарфора. И надо отдать должное - техника работы с майоликой, выполненная в фарфоре, производит более сильное впечатление на зрителя. И это касается не только "Дрофы", но и того же "Окуня" (от Дулёво) или "Тетерева" - все эти скульптуры, казалось бы, созданные для воплощения в майолике и фаянсе, в фарфоре великолепны. Жаль, что иные его работы, из наиболее интересных, не были воспроизведены в фарфоре...

А вот и любимый народом "Глухарь... До сих пор пользуется популярностью.

А это уже "Тетерев". Точнее, два тетерева: один - от Конаково (майолика), второй - от Дулёво (фарфор). См. галерею ниже...

А вот эта напыщенная птица - конечно, фазан!

Скульптура "Тригл" ("Морской петух") совсем не хуже, чем любые датские (Копенгаген) или чешские статуэтки, созданные в фарфоре.

Майоликовые скульптуры П.М. Кожина "Морской окунь" и "Коршун", "Тетерев" и другие в 1958-м году на Всемирной выставке в Брюсселе были удостоены Серебряной медали. Его скульптуры в большинстве своем - крупные интерьерные произведения. Многие из них выпускались заводом значительными тиражами и пользовались огромной популярностью у покупателей. Достаточно вспомнить тетерева! В галерее ниже, кроме уже упомянутых скульптур, собраны более двух десятков иных произведений мастера, выпускавшихся на Конаковском заводе. Главное, что отличает этого мастера - его рыбы и птицы, хоть и созданы в более-менее реалистической манере, не похожи на чучело. Ощущение "живости" остаётся со зрителем, и даже удивляет. По-мне, так получается оттого, что каждой "твари" он дарит гротескные черты, которые и оживляют образ, и подчас дают возможность зрителю улыбнуться. Смотрим его работы в следующих галереях...

Скончался Павел Михайлович Кожин в Москве в 1975-м году, не дожив неделю до 72-х лет.

Кожин П.М. Фотография неизвестных лет., взята из свободного доступа в интернете.
Кожин П.М. Фотография неизвестных лет., взята из свободного доступа в интернете.

Благодарю всех, кто дочитал. Всех, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой, желаете подискутировать или оставить отзыв - подписывайтесь. Помощь каналу (ОНА НУЖНА!)- карта Сбера 5469 3800 2742 6328.

P.S. Не забываем подписываться на группу "Порцелиновый фан" ВКонтакте https://vk.com/club221912172 .