Найти тему
История с Егором

Семнадцать мгновений весны, исторические неточности, Часть 3

Оглавление

В прошлый раз мы с вами обсудили общие несостыковки сериала "17 мгновений весны", возникшие в изображении нацистской верхушки управления Германии. Сегодня уделим внимание униформе и личностям, которые были причастны к исторической составляющей сериала. Поскольку встречают по одежде, начнём с неё.

Униформа Третьего рейха

Большую роль в том, что фильм «Семнадцать мгновений весны» так понравился зрителям (хотя главным, конечно же, остается мастерство режиссера, сценариста и актеров), сыграла униформа, в которой в фильме ходят его персонажи. И действительно, в Третьем рейхе униформу носили практически все, от военной полиции, до партийных функционеров, рабочих, почтальонов, шахтёров, детей в составе Гитлерюгенда. Каждая организация имела свои ранги, знаки различия, мундиры, головные уборы, кинжалы, значки, находящие отражение в униформе. Даже сейчас достаточно сложно разобраться в этих хитросплетениях, а уж в 1970-ых годах, под "Железным занавесом", это было практически невозможно.

Форма СС, выведенная из обращения в 1939 году
Форма СС, выведенная из обращения в 1939 году

Наиболее распространённый миф - чёрная форма эсесовцев из "17 мгновений". Она настолько заворожила зрителей, что и до сегодняшнего дня 99 % российских зрителей уверены, что в Германии в феврале 1945 года эсесовцы ходили затянутыми в черные мундиры с красной повязкой со свастикой на рукаве и в начищенных до зеркального блеска сапогах. Конечно, это не так. Причина укрепления данного мифа в головах наших сограждан достаточно прозаична: значительное количество хорошо пошитых черных мундиров СС из "мгновений" перешло в запасники Ленфильма, откуда они начали свое триумфальное шествие по экранам многочисленных советских фильмов «про войну». Это происходит и по сей день.

История же черной формы такова: в 1932 году правительство Германии потребовало распустить военизированные организации и запретило их членам носить военную и полувоенную форму. С этим была связана реформа обмундирования СС, которые теперь должны были приобрести более «респектабельный» вид. 7 июля 1932 года для членов СС были введены черные мундиры и фуражки.

После 1939 года начался массовый переход членов Общих СС на серую униформу, кроме того, многие эсэсовцы поступили на военную службу (в войска Ваффен СС). Фактически с этого момента черную форму перестали носить, отдавая предпочтение серой и полевой.

Введение светло-серой униформы имело и вполне логичное объяснение. Руководство СС очень хотело придать своим членам более «военный» вид. С началом военных действий все больше немцев призывалось в армию, и отношение населения к сотрудникам СС, «просиживавшим штаны» в тылу, стало резко ухудшаться. Больше напоминавшая военный мундир светло-серая униформа должна была сгладить это отношение и создать впечатление, что ее обладатели состоят на военной службе.

Но, несмотря на то, что серая униформа была официально рекомендованной, все же в Берлине начала 1945-го сотрудники центрального аппарата СС все чаще и чаще носили более удобную и практичную полевую форму войск СС. Кроме того, это автоматически включало их в глазах населения в «белые СС» и тем самым повышало их социальный статус. Это, конечно, не касалось подчиненных Мюллера — сотрудники гестапо вообще предпочитали штатскую одежду.

На примере Рейнхарда Гейдриха можно легко проследить, как менялась форма СС от 1930-ых к 1940-ым годам
На примере Рейнхарда Гейдриха можно легко проследить, как менялась форма СС от 1930-ых к 1940-ым годам

Самое странное, что в "17 мгновениях" встречаются в кадре примеры и серой и полевой формы. То есть создатели о разных униформах знали, но всё же сделали выбор в пользу более броской чёрной униформы СС.

Награды

С наградами в "17 мгновений весны" творится что-то невообразимое. Складывается впечатление, что костюмер в каждой новой сцене просто брал из коробки с отличительными знаками парочку наград наугад. В общем, о достоверности наград никто не заботился, остановимся лишь на самых курьёзных случаях.

Больше всего досталось Генриху Мюллеру в исполнении Леонида Броневого. Авторы фильма "лишили" экранного Мюллера почти всех наград.

Как видно на фото, наград у Мюллера было достаточно, не хватает только "галки" на рукаве
Как видно на фото, наград у Мюллера было достаточно, не хватает только "галки" на рукаве

Мюллер должен был носить следующие награды: Рыцарский крест за военные заслуги с мечами — на шее (как у Кальтенбруннера), ленту Железного креста 2-го класса образца 1914 года с шпагой 1939 года — в петлице, Железный крест 1-го класса с шпангой 1939 года — на левом кармане, под ним — Крест за военные заслуги с мечами 1-го класса, а также орденскую планку с ленточками (только она в фильме и есть).

А вот и "галка"
А вот и "галка"

Одной из наиболее распространенных ведомственных наград СС был введенный в 1933 году почетный шеврон для «старых бойцов» (Ehrenwinkel für Alte Kämpfer) — он был треугольным (углом вниз) и носился на правом рукаве. В фильме же подобный угол носят большинство эсэсовцев, причем не только «генералы», но и обычные сотрудники. Почему же у экранного Мюллера есть этот знак, если настоящий Мюллер вступил в НСДАП только в 1934 году? В 1936 году приказом рейхсфюрера СС (Генриха Гиммлера) оберштурмбаннфюреру СС Генриху Мюллеру было разрешено в качестве особого отличия носить «угол».

 Кольцо «Мертвой головы» (Totenkopfring der SS)
Кольцо «Мертвой головы» (Totenkopfring der SS)

Ну и напоследок про кольца. В системе СС имелась личная награда рейхсфюрера СС за особые заслуги, кольцо «Мертвой головы» (Totenkopfring der SS). Первоначально кольцо вручалось только ветеранам движения и СС (имевших СС-№ до 5000), но в дальнейшем правила были упрощены. Практически кольцом мог быть награжден каждый офицер СС, прослуживший три года и не имевший дисциплинарных взысканий. То есть все эсэсовцы, которых мы видим в фильме (а уж находящийся на хорошем счету у начальства Штирлиц в первую очередь), должны носить подобные кольца, но стоит ли говорить, что ни один из них кольца не носит.

"Исторические" консультанты штандартенфюрера Штирлица

Большой во всех отношениях Семён Цвигун получает звезду маршала от Леонида Брежнева
Большой во всех отношениях Семён Цвигун получает звезду маршала от Леонида Брежнева

Изначально куратором самого популярного отечественного телесериала про разведчиков «Семнадцать мгновений весны» был назначен Семён Цвигун, большой друг первого секретаря СССР. Цвигун прошёл Великую отечественную войну в качестве работника НКВД "в глубоком тылу", представление о нацистской Германии имел, его данные могли бы быть полезны в работе над сериалом. Но консультантом кинокартины первый заместитель председателя Комитета госбезопасности так и не стал. На это есть объективная причина, Семён Кузьмич занимал высокое положение в иерархии Советского Союза, а значит не мог уделять достаточное количество времени готовящейся кинокартине. Татьяна Лиознова попросила Юрия Андропова, главу КГБ, чтобы тот прислал консультанта, который смог бы инструктировать режиссёров на постоянной основе.

"Когда его назначили, я ему сразу сказала: "Зачем нам нужен консультант, который будет появляться у нас на съемочной площадке раз в месяц? Дайте нам такого, который будет с нами работать постоянно! - вспоминала режиссер Татьяна Лиознова. - И тогда он назначил генерал-майора Георгия Владимировича Пипия, который стал приезжать к нам каждый день, как на работу!.. Он полюбил кино и понимал его так, как может его понимать человек, чья обязанность - разбираться в психологии людей".

Георгий Пипия наносит ответный удар

Генерал-майор Георгий Владимирович Пипия (стоит)
Генерал-майор Георгий Владимирович Пипия (стоит)

По словам самого генерал-майора КГБ от основной работы его никто не освобождал, поэтому приходилось снимать "17 мгновений" по ночам в течение трёх лет. Каждая сцена сериала должна была сниматься под чутким руководством Георгия Владимировича. Его обязанности были такими: во-первых, проследить, чтобы в фильме случайно не были раскрыты разведывательные техники, во-вторых, не допускать исторических оплошностей: рабочая обстановка, различные нюансы, детали, костюмы героев - все должно быть достоверным, в-третьих, оценивать игру актеров с точки зрения психологии.

Можно сделать вывод, что из трёх поставленных задач, Пипия справился с одной - не разглашать разведывательные техники. Остальное, как мы выяснили по прошлым статьям, не удалось.

Присутствует и достаточно весомое доказательство тезиса о том, что Третий рейх во многом был списан с СССР того периода, у сотрудника КБГ просто не было времени изучать все тонкости устройства нацистской Германии. Когда второму режиссёру, Зиновию Гензеру, понадобилось снять сцену допроса, Георгий Владимирович сказал следующее: "Вы сами можете быть консультантом данного эпизода. Вспомните, как вас допрашивал в 1948 году в НКВД лично начальник главка Ратнер. Всё в этом духе и снимайте".

В защиту Георгия Владимировича хочется сказать, что на войне он никогда не был, не имел опыта разведывательной деятельности, а основной объём работы приходился на ночное время. Соответственно, условия трудовой деятельности были невероятно сложные. Тем не менее, от некоторых грубых ошибок Пипия сериал уберёг.

К примеру, директор картины Ефим Лебединский привлекал к массовке своих многочисленных родственников, знакомых. Большей частью курчавых и черноволосых. На это обратил внимание куратор фильма по линии КГБ Георгий Пипия.
Главный режиссер картины сразу уловила смысл нелепого курьеза, евреев уничтожали такие же евреи, только в гестаповской форме. Мог произойти международный скандал. Георгий Владимирович послал за "новобранцами" в Высшую пограничную школу, которая находилась в подчинении Комитета госбезопасности, и велел отобрать из числа курсантов рослых, голубоглазых, русоволосых парней. Привезли 50 человек, которые в основном оказались выходцами из Прибалтики.

Или вот другой случай, когда для съемок понадобилось построить застенки гестапо, Георгий Пипия снова нашел неожиданный выход: "Я сказал Татьяне Лиозновой, что можно сэкономить на бюджете фильма и нет необходимости тратиться на создание тюремных декораций в павильоне. Есть готовое место - Бутырская тюрьма. Связались с Щелоковым (Николай Щелоков - министр внутренних дел СССР в 1966-1982 годах. - Авт.), получили добро.

Бутырская тюрьма в "17 мгновениях"
Бутырская тюрьма в "17 мгновениях"

Вывод

На этом цикл статей, посвящённых историческим неточностям "мгновений" подходит к концу. Ещё раз отсылаю всех интересующихся к Константину Залесскому и его труду "Семнадцать мгновений весны. Кривое зеркало Третьего рейха". До новых встреч на страницах истории!