Найти тему

22 июля 1966 г. вышел дебютный альбом Bluesbreakers Джона Мэйолла с Эриком Клэптоном, эталон британского блюз-рока 60-х

Источник: tunnel.ru
Источник: tunnel.ru

жанр: блюз-рок, блюз, ритм-н-блюз

главные композиции: All Your Love, Double Crossin' Time, Key To Love, Ramblin' On My Mind

Альбом, который "официально зафиксировал" жанр "блюз-рок", фактически переселивший исконно афроамериканский блюз в Великобританию и прописавший его там на "коммерческой основе". Альбом группы одного из главных "кователей" британского блюза Джона Мэйолла, прославивший на всю Великобританию участвовавшего на нём гитариста Эрика Клэптона. Который именно после этой работы приобрёл себе имя, именно на этой пластинке он стал величиной того масштаба, которой является и до сих пор в истории рок-музыки.

Давайте посмотрим сразу же на обложку альбома, простую донельзя. Но и, при этом, совершенно блюзовую в своей простоте: вот они, простые блюзмены, сидят где-то у обшарпанной стены в такой андеграундной обстановке. Пойдём слева направо. Первым слева сидит растрёпанный типичный творческий человек по своему имиджу со смешной причёской - это и есть лидер группы, Джон Мэйолл: автор, композитор, вокалист, клавишник, гитарист, губной гармонист. Это один из двух первых главных продвиженцев американского блюза на территории Великобритании. Изначально были две группы, два лагеря этих продвиженцев в начале 60-х годов: Blues Incorporated под руководством Алексиса Корнера и Bluesbreakers под руководством Джона Мэйолла. Через каждую из этих групп как через школы прошли много молодых и талантливых музыкантов, ставших впоследствии монстрами британского рока уже в 60-х годах. На основе Blues Inc. когда-то организовалась группа The Rolling Stones, к примеру, потому что через Blues Inc. прошли в своё время Мик Джагер сотоварищи, а также Джек Брюс, к примеру.

Через группу Bluesbreakers прошло точно около ста музыкантов, большинство из которых многого добились на своём музыкальном пути. Но в первой половине 60-х годов единственными записями группы Джона Мэйолла были лишь концертные. Лишь к 66-му году Bluesbreakers после разборок с лейблами смогли записать первый студийный альбом. К этому моменту предыдущего лидер-гитариста группы Роджера Дина заменил... следующий по очереди человек с обложки альбома - спокойно читающий комиксы Эрик Клэптон в сапогах.

Именно в тот момент Клэптон впервые заявил о себе как о непреклонной личности, которая принципиально была привержена блюзу и ритм-н-блюзу, которая ушла из The Yardbirds по причине переориентации того коллектива с ритм-н-блюза на коммерческий поп-рок. В составе Bluesbreakers Клэптон доказал британской музыке не только, что он смог добиться известности, играя не "попсу", а свой любимый блюз, но и ещё и совершенно новаторским подходом к игре на гитаре: серьезно, до этого альбома никто ещё так не играл. Первые фирменные фишки соло-гитары Клэптона возникли именно здесь: визгливые переходы на верхние ноты, сочные импровизации на совершенно новом "жирном" звуке гитары с одним из первых дисторшнов, а также знаменитые "тягучки" одной ноты одним пальцем на протяжении долгого времени, за которые он лет через десять получит прозвище "Slowhand". Такую игру на гитаре на самом деле до того времени никто не слышал. Поражённая столичная публика после попадания этого альбома на шестое место британского хит-парада разрисовала стены Лондона надписями "Клэптон - бог". Но, само собой, группа как школа мастеров блюза была подвержена постоянной "текучке". И когда после выпуска альбома Эрика Клэптона отпустили на концерт матёрого американского блюзмена Бадди Гая, достаточно жёстко звучавшего для своего исконного афроамериканского звука, Эрик открыл рот, увидев, что всю жёсткую и энергичную блюз-музыку делало всего три человека: Бадди Гай и басист с барабанщиком. Именно тогда Клэптон принял историческое решение собрать такое же трио. У него как раз был на примете некто Джек Брюс, подыгрывавший группе на басу после издания альбома на концертных выступлениях. Сам Клэптон на альбоме впервые в своей творческой истории исполнил одну сольную вокальную партию: на кавер-версии песни авторства главной иконы для всех блюзменов того времени - песни Ramblin' On My Mind от Роберта Джонсона.

Я упомянул, что Джек Брюс подыгрывал на басу на концертах уже после издания альбома. А кто же играл на басу на самом альбоме? Да вот же он, третий по порядку на обложке, бровастый парень - никто иной, как Джон МакВи, тот самый, чья фамилия станет одной из составляющих группы Fleetwood Mac, где он пропишется от начала существования группы и до конца. И по иронии судьбы он создаст эту группу вместе с гитаристом, кто придёт на смену Клэптону в Bluesbreakers, - вместе с Питером Грином.

Источник: 1.bp.blogspot.com
Источник: 1.bp.blogspot.com

По сравнению с регалиями этих трёх парней четвёртый, который самый крайний справа на обложке - барабанщик Хьюи Флинт - остался самой "тёмной лошадкой" из всего состава. В его последующей карьере были лишь малоизвестные блюз-коллективы. При этом, Флинт существенно отметился на альбоме редким для того времени на студийных записях мощным соло на барабанах в кавере на Рэя Чарльза What'd I Say.

Источник: iytimg.com/vi/tnraywWrHfw/maxresdefault.jpg
Источник: iytimg.com/vi/tnraywWrHfw/maxresdefault.jpg

Теперь собственно о самом материале. Весь репертуар группы был составлен по классическим канонам ритм-н-блюз-бэндов Британии тех времён: а именно где-то пополам перепевок классических блюзовых стандартов, главным из которых, безусловно явился уже упомянутый Ramblin' On My Mind с Клэптоном на вокале, и авторского материала Джона Мэйолла. Одна песня была написана в соавторстве с Клэптоном - матёрый классический блюз Double Crossin' Time.

Источник: culturablues.com
Источник: culturablues.com

И все равно все композиции на альбоме звучат едино, потому что здесь главенствует совершенно обособленный английский жанр "блюз-рок", здесь вообще непонятно, где песни Мэйолла, а где кавер-версии, к примеру, на Отиса Раша (All Your Love), на Рэя Чарльза (What'd I Say), на Фредди Кинга (Hideaway), на Роберта Джонсона (Ramblin' On My Mind). Всё звучит единым целым.

Источник: i.pinimg.com
Источник: i.pinimg.com

А свои песни Мэйолл с группой существенно разнообразили в стилистическом смысле: к примеру, тема сугубо на одной губной гармошке с щелчками - Another Man, или же композиция Key To Love при участии духовой секции.

К сожалению, с одной стороны, жалко, что такие таланты, как Клэптон прибегали в группу и фактически тут же исчезали. Но с другой, группа была "фабрикой талантов", которые впоследствии оставили существенный след в истории мировой рок-музыки.

Другие статьи про Эрика Клэптона и проекты, с ним связанные:

Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.