Огромное количество читателей во всем мире хорошо знают и любят роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Роман мистический, неординарный, действие которого происходит в Москве, ориентировочно в конце 20-х или в 30-х годах XX века. Роман полон тайн и загадок. Об одной из таких загадок и пойдет речь в этой статье.
В первых строчках главы романа «Мастер и Маргарита» - «Никогда не разговаривайте с неизвестными» появляется поэт Иван Бездомный. Прототипами которого исследователи творчества М.А. Булгакова называют различных реальных поэтов и писателей того времени. Самые известные прототипы – это поэт Александр Безыменский, поэт Иван Приблудный или даже поэт Сергей Есенин. Единой и стройной теории по этому вопросу нет, исследователи выдвигают и обосновывают различные версии. М.А. Булгаков всегда тщательно продумывал псевдонимы и имена героев своего романа. Канал "Следопыт времени" излагает еще одну неизвестную, свою версию этой загадки романа.
Итак, большое количество совпадений говорят о том, что прототипом поэта Ивана Бездомного в романе является крестьянский поэт Петр Шамов. Петр Шамов родился 24.11.1894 г. по старому стилю в семье крестьянина села Малинки, Михайловского уезда, Рязанской губернии. Он в 20-х годах XX века перебрался в Москву и также как и М. А. Булгаков состоял в литературном обществе «Никитинские субботники», поэтому, вероятнее всего, они были знакомы.
В то время поэт Петр Шамов печатался во многих литературно-художественных журналах и центральных газетах страны. Для раскрытия версии о прототипе поэта Ивана Бездомного я попытаюсь разгадать тайну псевдонима «Бездомный», а также сравнить особенности личности поэта Ивана Бездомного, описанные в романе М.А. Булгакова, и личность поэта Петра Шамова.
Такой псевдоним, как «Бездомный», указывает на народные корни поэта, его простое происхождение, на его судьбу в которой присутствовала житейская неустроенность. Литературный герой Иван Бездомный очевидно воплощает в себе образ человека из народа, поэтому М.А. Булгаков и выбирает для него такой псевдоним. Здесь прослеживается точное совпадение с тогдашним положением в Москве поэта Петра Шамова. Вот тезис из биографии Петра Шамова, напечатанной журналом «Московский пролетарий» за 1926 год:
- «Ему, как и многим нашим поэтам из пролетарско-крестьянской среды, приходится работать в чрезвычайно тяжелых условиях, при отсутствии не только постоянной работы, но даже и квартиры».
Также в своей статье «Рязанские поэты. Петр Шамов» от 1926 года, профессор и литературовед Н.Н. Фатов пишет такие строчки о Шамове:
- «П. Шамов, которого судьба оторвала от родной деревни, не позабыл о трудовых навыках, и, живя в исключительно тяжелых условиях, не имея даже угла, ночуя порою на улицах, находит в себе силы не «сорваться», а идти своим чудовищно-трудным путем».
Сам поэт Петр Шамов так описывает свою «бездомность» в своем стихотворении «Моя голова»:
Чем себя
Наделить могла
Ты, сухой чернобыльник-трава,
По чужим бесприютным углам
Пропадешь, моя голова.
А вот отрывок из письма П. Шамова в ГОСИЗДАТ РСФСР от августа 1929 г. (РГАЛИ, ф. 611, оп. 2):
"Прошу Вас помочь мне выехать в деревню, безквартирная жизнь и заработок за одни стихи могут довести меня до очень печального конца. С 1925 года я исключительно живу одними стихами, которые вдобавок негде писать".
Другими словами, весь период с 1925 по 1929 год в Москве поэт Петр Шамов был бездомным поэтом, не исключено, что, встречаясь с Шамовым на субботних вечерах литературного клуба «Никитинские субботники», М.Булгаков подметил это обстоятельство в жизни поэта.
В тот жаркий майский вечер в романе «Мастер и Маргарита» Михаил Александрович Берлиоз и поэт Иван Бездомный на Патриарших прудах разговаривали об антирелигиозной поэме поэта Ивана Бездомного.
Примечательно, что примерно в тоже время поэт Петр Шамов писал свою поэму «Машина любовь» в которой также присутствовала антирелигиозная линия. Поэма П. Шамова «Машина любовь» была впервые опубликована в «Крестьянском журнале» в декабре 1927 года, а в июле 1929 года она была напечатана в журнале «Крестьянка». Петр Шамов неоднократно бывал и на Патриарших прудах где в Сытинском переулке жили земляки П. Шамова, к которым он частенько захаживал в гости. Но и это не последнее совпадение. Как мы помним, по роману М. А. Булгакова, смерть Берлиоза произвела жуткое впечатление на поэта Ивана Бездомного и вскоре он попадает в психиатрическую клинику.
Но практически то же самое произошло и с Шамовым! В своей статье о поэте Шамове профессор Н.Н. Фатов в 1926 году пишет, что смерть С.А. Есенина произвела на поэта Петра Шамова сильное впечатление, после этого события П. Шамов находился в глубокой депрессии, его стихи того периода были достаточно мрачными, а в октябре 1926 года Петр Шамов попадает в психиатрическую клинику профессора Ганнушкина, и выходит из нее только в марте 1927 года. О нахождении в клинике П.Шамова свидетельствуют сохранившиеся в Государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) письма П. Шамова (1926-1927 г.) из клиники к редактору журнала «Новый мир» Вячеславу Полонскому, к которому он обращался с просьбой выслать ему авансом денег и посылал свои стихи прямо из больницы. Вячеслав Полонский не отказал в просьбе нуждающемуся поэту, а в журнале «Новый мир» были опубликованы стихи поэта, написанные в клинике. Поэт Петр Шамов курил папиросы (о чем упоминал в своих письмах), как и поэт Иван Бездомный из романа М.А. Булгакова, куривший папиросы «Наша марка». Таким образом, судьба «книжного» поэта Ивана Бездомного из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» удивительно точно напоминает судьбу реального человека и поэта Петра Шамова. Судьба поэта Петра Шамова таинственна и загадочна. После 1929 года нет ни одной публикации его стихов где-либо в изданиях того времени, в этом тоже есть сходство с судьбой «книжного» поэта Ивана Бездомного, который в романе, находясь в психиатрической клинике, пообещал Мастеру больше не писать стихов.
Петр Шамов прожил долгую жизнь до конца 50-х годов XX века, его личный архив со сборником стихотворений, который был готов к печати, не найден. А похоронен он на Ваганьковском кладбище в Москве.
Какие же стихи писал поэт Петр Шамов в 20-х годах ХХ века?
Чем же он поразил литературоведа и профессора Московского университета Н.Н. Фатова?
Подписывайтесь на канал, получайте ответы на эти вопросы и новые публикации , и не только.