61 подписчик

Загадка романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита". Поэт Иван Бездомный.

601 прочитал

Огромное количество читателей во всем мире хорошо знают и любят роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Роман мистический, неординарный, действие которого происходит в Москве, ориентировочно в конце 20-х или в 30-х годах XX века. Роман полон тайн и загадок. Об одной из таких загадок и пойдет речь в этой статье.

Огромное количество читателей во всем мире хорошо знают и любят роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

В первых строчках главы романа «Мастер и Маргарита» - «Никогда не разговаривайте с неизвестными» появляется поэт Иван Бездомный. Прототипами которого исследователи творчества М.А. Булгакова называют различных реальных поэтов и писателей того времени. Самые известные прототипы – это поэт Александр Безыменский, поэт Иван Приблудный, писатель Демьян Бедный или даже поэт Сергей Есенин. Единой и стройной теории по этому вопросу нет, исследователи выдвигают и обосновывают различные версии. М.А. Булгаков всегда тщательно продумывал псевдонимы и имена героев своего романа. Канал "Следопыт времени" излагает еще одну неизвестную, свою версию этой загадки романа.

М.А. Булгаков
М.А. Булгаков

Итак, большое количество совпадений говорят о том, что прототипом поэта Ивана Бездомного в романе является крестьянский поэт Петр Шамов. Петр Шамов родился 24.11.1894 г. в семье крестьянина села Малинки, Михайловского уезда, Рязанской губернии. Он в 20-х годах XX века перебрался в Москву и также как и М. А. Булгаков состоял в литературном обществе «Никитинские субботники», поэтому, вероятнее всего, они были знакомы.

               Фото поэта Петра Шамова из журнала "Московский пролетарий" от 1926 г.
Фото поэта Петра Шамова из журнала "Московский пролетарий" от 1926 г.

В то время поэт Петр Шамов печатался во многих литературно-художественных журналах и центральных газетах страны. Для раскрытия версии о прототипе поэта Ивана Бездомного я попытаюсь разгадать тайну псевдонима «Бездомный», а также сравнить особенности личности поэта Ивана Бездомного, описанные в романе М.А. Булгакова, и личность поэта Петра Шамова.

Встреча на Патриарших прудах. Поэт Иван Бездомный, профессор черной магии Воланд и Председатель литературной организации МОССОЛИТ Михаил Александрович Берлиоз.
Встреча на Патриарших прудах. Поэт Иван Бездомный, профессор черной магии Воланд и Председатель литературной организации МОССОЛИТ Михаил Александрович Берлиоз.

Такой псевдоним, как «Бездомный», указывает на народные корни поэта, его простое происхождение, на его судьбу в которой присутствовала житейская неустроенность. Литературный герой Иван Бездомный очевидно воплощает в себе образ человека из народа, поэтому М.А. Булгаков и выбирает для него такой псевдоним. Здесь прослеживается точное совпадение с тогдашним положением в Москве поэта Петра Шамова. Вот тезис из биографии Петра Шамова, напечатанной журналом «Московский пролетарий» за 1926 год:

- «Ему, как и многим нашим поэтам из пролетарско-крестьянской среды, приходится работать в чрезвычайно тяжелых условиях, при отсутствии не только постоянной работы, но даже и квартиры».

Также в своей статье «Рязанские поэты. Петр Шамов» от 1926 года, профессор и литературовед Н.Н. Фатов пишет такие строчки о Шамове:

- «П. Шамов, которого судьба оторвала от родной деревни, не позабыл о трудовых навыках, и, живя в исключительно тяжелых условиях, не имея даже угла, ночуя порою на улицах, находит в себе силы не «сорваться», а идти своим чудовищно-трудным путем».

Сам поэт Петр Шамов так описывает свою «бездомность» в своем стихотворении «Моя голова»:

Чем себя
Наделить могла
Ты, сухой чернобыльник-трава,
По чужим бесприютным углам
Пропадешь, моя голова.

А вот отрывок из письма П. Шамова в ГОСИЗДАТ РСФСР от августа 1929 г. (РГАЛИ, ф. 611, оп. 2):

"Прошу Вас помочь мне выехать в деревню, безквартирная жизнь и заработок за одни стихи могут довести меня до очень печального конца. С 1925 года я исключительно живу одними стихами, которые вдобавок негде писать".

Другими словами, весь период с 1925 по 1929 год в Москве поэт Петр Шамов был бездомным поэтом, не исключено, что, встречаясь с Шамовым на субботних вечерах литературного клуба «Никитинские субботники», М.Булгаков подметил это обстоятельство в жизни поэта.

В тот жаркий майский вечер в романе «Мастер и Маргарита» Михаил Александрович Берлиоз и поэт Иван Бездомный на Патриарших прудах разговаривали об антирелигиозной поэме поэта Ивана Бездомного.

Патриаршие пруды в Москве.
Патриаршие пруды в Москве.

Примечательно, что примерно в тоже время поэт Петр Шамов писал свою поэму «Машина любовь» в которой также присутствовала антирелигиозная линия. Поэма П. Шамова «Машина любовь» была впервые опубликована в «Крестьянском журнале» в декабре 1927 года, а в июле 1929 года она была напечатана в журнале «Крестьянка». Петр Шамов неоднократно бывал и на Патриарших прудах где в Сытинском переулке жили земляки П. Шамова, к которым он частенько захаживал в гости. Но и это не последнее совпадение. Как мы помним, по роману М. А. Булгакова, смерть Берлиоза произвела жуткое впечатление на поэта Ивана Бездомного и вскоре он попадает в психиатрическую клинику.

Поэт Иван Бездомный в психиатрической клинике в романе "Мастер и Маргарита".
Поэт Иван Бездомный в психиатрической клинике в романе "Мастер и Маргарита".

Но практически то же самое произошло и с Шамовым! В своей статье о поэте Шамове профессор Н.Н. Фатов в 1926 году пишет, что смерть С.А. Есенина произвела на поэта Петра Шамова сильное впечатление, после этого события П. Шамов находился в глубокой депрессии, его стихи того периода были достаточно мрачными, а в октябре 1926 года Петр Шамов попадает в психиатрическую клинику профессора Ганнушкина, и выходит из нее только в марте 1927 года. О нахождении в клинике П.Шамова свидетельствуют сохранившиеся в Государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) письма П. Шамова (1926-1927 г.) из клиники к редактору журнала «Новый мир» Вячеславу Полонскому, к которому он обращался с просьбой выслать ему авансом денег и посылал свои стихи прямо из больницы. Вячеслав Полонский не отказал в просьбе нуждающемуся поэту, а в журнале «Новый мир» были опубликованы стихи поэта, написанные в клинике. Поэт Петр Шамов курил папиросы (о чем упоминал в своих письмах), как и поэт Иван Бездомный из романа М.А. Булгакова, куривший папиросы «Наша марка». Таким образом, судьба «книжного» поэта Ивана Бездомного из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» удивительно точно напоминает судьбу реального человека и поэта Петра Шамова. Судьба поэта Петра Шамова таинственна и загадочна.  После 1929 года нет ни одной публикации его стихов где-либо в изданиях того времени, в этом тоже есть сходство с судьбой «книжного» поэта Ивана Бездомного, который в романе, находясь в психиатрической клинике, пообещал Мастеру больше не писать стихов.

Петр Шамов прожил долгую жизнь до конца 50-х годов XX века, его личный архив со сборником стихотворений, который был готов к печати, не найден. А похоронен он на Ваганьковском кладбище в Москве.

Какие же стихи писал поэт Петр Шамов в 20-х годах ХХ века?
Чем же он поразил литературоведа и профессора Московского университета Н.Н. Фатова?

Подписывайтесь на канал, получайте ответы на эти вопросы и новые публикации , и не только.