Коллекция Щукина
Собрание произведений Анри Матисса в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина — прямое отражение истории восприятия творчества художника в нашей стране, оно несёт отпечаток личностей наших соотечественников, связанных с мастером.
Особая роль здесь — у москвича Сергея Ивановича Щукина, ставшего с 1906 года ключевым покровителем и заказчиком Матисса в России.
Коллекционера связывало с художником безграничное доверие и взаимопонимание, а дом Щукина в Большом Знаменском переулке превратился в заповедник искусства Матисса с единственным в своём роде ансамблем его работ — Розовой гостиной.
Именно отсюда происходят наиболее крупные и важные картины мастера в собрании музея, ставшие его визитными карточками, подобно «Красным рыбам» или «Испанке с бубном». «Мастерская художника» («Розовая мастерская») — память о построенном на щукинские средства павильоне‑мастерской вилле художника под Парижем. Картина предлагала меценату своего рода «виртуальный визит» в творческое пространство мастера. Продолжают эту тему парные панно «Уголок мастерской» и «Настурции. Панно „Танец“», некогда также принадлежавшие собранию Щукина.
Эта коллекция, после революции вошедшая в состав Государственного музея нового западного искусства, в 1948 году вместе с ним пала жертвой сталинской борьбы с формализмом и была разделена между Музеем искусств имени А. С. Пушкина и Государственным Эрмитажем, ныне хранящим такие прославленные щукинские полотна‑манифесты, как «Танец». Из дореволюционной московской коллекции Ивана Абрамовича Морозова происходит «Марокканский триптих» — композиция, созданная Матиссом во время его североафриканских путешествий в 1912 году.
Морозов продолжил щукинский опыт и также был неравнодушен к работам французского мастера, настолько, что в 1910 году попросил Валентина Серова написать свой портрет (сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее) на фоне только что прибывшего из Франции натюрморта Матисса «Фрукты и бронза», также входящего ныне в собрание музея.
Собрания Щукина и Морозова включали в основном живописные работы мастера. В первые послевоенные годы, в атмосфере благодарности народу СССР за освобождение Европы от гитлеровцев, сам Матисс, возможно, при содействии своего многолетнего помощника и русской музы — Лидии Делекторской — передал московскому музею ряд значимых рисунков, украшающих собрание отдела графики Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
После кончины мастера, в 1960 – 70‑е годы, Делекторская сохраняла связи с музеем и его сотрудниками. В числе многих произведений искусства и реликвий она щедро передала в дар наиболее раннюю и самую позднюю картины Матисса в нашем собрании — «Корсиканский пейзаж. Оливы» и «Натюрморт. Раковина на чёрном мраморе», а также скульптуру мастера «Ягуар, пожирающий зайца».
Сегодня в здании галереи искусства XIX – XX веков Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина залы Матисса — наиболее гармоничные и любимые публикой.
Автор: Алексей Петухов, журнал МИР МУЗЕЯ, декабрь, 2019 год.
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Картины из собрания ГМИИ имени А. С. Пушкина:
1. - Анри Матисс. Красные рыбки. 1912.
2. - Анри Матисс. Настурции. Панно «Танец». 1912.
3. - Анри Матисс. Мастерская художника. 1911.
4 - 6. - Анри Матисс. Марокканский триптих. 1912-1913:
Вид из окна. Танжер.
Зора на террасе.
Вход в Касбу.
#мирмузея #архивмирмузея #мирмузеяархив #мирмузея2019 #Пушкинскиймузей #Анри Матисс #настоящиеценностибудущего #знание