Вот казалось бы, много лет назад царь Алексей Михайлович и его подручники наступили со всего размаху на большне грабли и смачно получили по лбу Медным бунтом из-за того, что начали выпускать медные деньги, но с некоторыми хитрыми тонкостями, из-за чего они обесценились и всю затею пришлось свернуть. Учитывай теперь их опыт, не повторяй ошибок предков...
Но нет - Екатерине II потребовалось все проверить еще раз, на личном опыте. Найти свои персональные грабли. Хорошо хоть до бунта конкретно из-за этой затеи дело не дошло.
Все началось в конце 1763 года, когда в Сибири на Сузунском монетном дворе начали чеканить медную монету вплоть до номинала в гривенник, то есть, 10 копеек. Монеты отличались от тех, которые чеканили в европейской части страны: на них чеканили не орла, а сибирский герб с двумя соболями.
Сама идея чеканки заключалась в том, что везти мелкую монету из Европы в Сибирь обходилось слишком дорого, лучше чеканить ее на месте, да еще и из местной меди.
То есть, идея в принципе была правильная. Но через 16 лет затею свернули.
Почему?
Да потому что Екатерина наступила ровно на те же самые грабли, что и Алексей Михайлович.
Во-первых, сибирскую монету, как стали называть эти деньги, разрешалось использовать только в Сибири. Расплачиваться ей в европейской части страны не разрешалось. Поэтому купцу, который привез какой-то товар, например, из Москвы в Тобольск, тамошние, тобольские деньги оказывались не нужны, ему с ними делать совершенно нечего, разве что срочно во что-то вложить тут на месте.
А во-вторых, на месте эти деньги тоже не очень-то выложишь во что-то прибыльное. Потому что местный народ быстро раскусил, что деньги получились какне-то «ненастоящие». Государство почему-то старается жалование выдать сибирской монетой, а положенные ему сборы собирает европейской монетой, да еще и желательно серебром. Соответственно, местные тоже старались использовать серебро и монеты столичной чеканки. Поэтому курс сибирской монеты стал постоянно снижаться, снижаться и снижаться, пока в 1781 году не приняли решение:
Сузунский монетный двор перевести на чеканку общероссийских денег, а не чеканить отдельную монету. Сами монеты, которых начеканили на сотни тысяч, оставить в обращении, пока сами по себе не «растворятся» "в эксплуатации".
И ведь на самом деле - получилось почти что полное повторение истории с чеканкой медной монеты при Алексее Михайловиче. Вот и получается, что каждый должен обязательно наступить на свои личные грабли.