Найти в Дзене
Это же История

"Дунькин полк". Почему единственного немцы боялись "Ночных ведьм" как огня

Оглавление

Когда враги готовы стереть творю Родину с лица земли, разделения на сильный и слабый пол теряют всякий смысл. Так думала и Марина Раскова, уполномоченная особого отдела НКВД и старший лейтенант госбезопасности.

Служебное положение и личное знакомство с Иосифом Виссарионовичем помогли получить разрешение на формирование женских боевых частей. Кто бы мог подумать, что спустя время хрупких и совсем юных девушек нацисты будут боятся, как огня.

Расскажу почему же женский бомбардировочный авиационный полк получил негласное название «Ночные ведьмы» и почему же он так страшил нацистов.

Прошли крещение огнём

Октябрь 1941 года. В Тамани появился уникальный авиационный полк. Руководство доверили Марине Расковой, лётчице-штурману, которая ещё в 1938 году участвовала в установлении авиационного рекорда дальности.

А вот его командиром была назначена Евдокия Бершанская , опытная лётчица с десятилетним стажем.
Частенько мужчины военные называли полк «Дунькиным полком» по имени его командира. Вот только отважные дамы очень быстро показали, чего они стоят.
-2

Одной из первых операций, в которой лётчицам удалось себя показать, был прорыв мощного оборонительного рубежа немецко-фашистских войск «Голубой линии» в районе Новороссийска. Задачу выполнили с честью, но потеряли одиннадцать лётчиц, бившихся, не жалея себя…

Техника по остаточному принципу

Одной из причин по которой нацисты называли полк именно «Ночными ведьмами» были ночные полёты. А ещё оставалось, когда отправлять в бой приходилось на легких и незамысловатых бипланах Поликарпова или По-2, и лёгких У-2.

Да, машина была очень маневренной и легкой, но с вопросами защиты у нее были проблемы. От любой искры эти крохи загорались, и пробить его модно было любым крупнокалиберным орудием.
-3

Более того, чтобы уместить на борт как можно больше бомб, «ведьмы» даже выкладывали из самолётов парашюты, а из оружия при себе имели только пистолеты. Естественно, спасти такое оружие если самолёт попал под прожектор не могло. Чуть позже пистолеты заменили на пулемёты, но и это оружие не выручало в случае обнаружения.

Одна из «ведьм» Наталья Кравцова (Меклин) вспоминала:
«Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час. (…) бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолета»…

Только дамы

Даже механиками в полке работали женщины. Справлялись ли они с работой? За несколько часов они могли привести в порядок самолёт.

Авторы книги «Нас называли ночными ведьмами» И.В. Ракобольская и Н.Ф. Кравцова писали:
«Наш учебный самолет создавался не для военных действий. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением — для летчика и штурмана. До войны на этих машинах летчики проходили обучение). Не было прицелов, мы создали их сами и назвали ППР (проще пареной репы). Количество бомбового груза менялось от 100 до 300 кг. В среднем мы брали 150—200 кг. Но за ночь самолет успевал сделать несколько вылетов, и суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика».

Если в мирное время подготовка лётчика отнимала минимум три года, то во время войны всего половину году. Правда тренировки проходили по двенадцать часов в день. Да и вовремя выполнения боевых задач девушка приходилось летать много и часто.

-4

Только представьте, что каждую ночь самолёт осуществлял до десятка боевых вылетов, а иногда и больше.

Насколько результативным были «ведьмы»? Почти два десятка уничтоженных переправ, пять десятков складов с боеприпасами, девять десятков подавленных огневых точек. И это лишь часть заслуг. Хрупкие девушки скинули свыше трёх тысяч тонн бомб…

Совсем не «ведьмы»

На своих лёгких и манёвренных самолётах хрупкие девочки появлялись словно из неоткуда. Чаще всего враг их даже не успевал услышать. Да и уходить лётчицы почти всегда могли также внезапно и незаметно. Собственно, и за это их тоже прозвали «ночными ведьмами».

Вот только можно ли их было так окрестить? Воевали совсем юные девочки от 17 до 27 лет (официально, были и те кто «добавил» себе пару лет).
Евгения Жигуленко писала:
«Немцы называли нас ночными ведьмами, а «ведьмам» было всего от 15 до 27 лет».
-5

Когда объявили он наборе женского полка, от желающих не было отбоя, но выбрали чуть более сотни девушек. Да и те «кукурузники», которые выдали дамам совсем не подходили для боя. Деревянный фюзеляж, крылья их полотна, открытая кабина…

Одна из «ночных ведьм» вспоминала:

«А перед взятием Варшавы у меня было 16 боевых вылетов за одну ночь. Я не вылезала из самолета. Иногда под утро после таких изнуряющих полетов казалось, что нет сил вылезти из кабины. Мы должны были сами разглядеть сверху цель, на которую надо сбросить бомбы. А для этого приходилось максимально снижаться. В это время, уловив звук наших моторов, немецкие зенитчики стремились поймать нас в прожектора и открывали огонь. Эти прожектора для нас были гибели подобны, потому что они ослепляли летчика, и тогда пилотировать было крайне нелегко. Каждый раз приходилось сжимать себя в комок, чтобы точно сбросить бомбы, а еще хуже – не спасовать перед таким шквалом огня, который на нас обрушивали, не свернуть в сторону. Ведь среди нас были и такие, которые и сереньких мышек боялись, а тут…»

И все же в бою эти девочки готовы были выливать всю свою боль, решимость и желание уничтожить врага. «Ночные ведьмы» обрушивали бомбы на взлетно-посадочные полосы, превращая их в непригодную для посадки землю.

-6

Немецкие пилоты вспоминали:
«Перед самым приземлением вдруг услышал по радио, что русские вновь бомбят наш аэродром. Затем я увидел гигантское облако дыма и пыли. С земли мне сообщили, что посадка запрещена. За последние дни пребывания в Херсонесе, русские 4 раза бомбили наш аэродром. Я дошел до предела своих сил и возможностей.»

За годы войны 23 девушки их этого подразделения стали Героями Советского Союза…