Удмуртия - один из немногих регионов России, на территории которого бережно сохраняют древние культурные традиции и национальный колорит. В один из дней нашего мини-путешествия под названием "Выходные в XIX веке на родине Чайковского" мы полностью погрузились в атмосферу крестьянского быта и даже стали участниками народного праздника Ивана Купалы: плели венки, водили хороводы, загадывали желания, гадали и прыгали через костер, очищая свою карму. Это было незабываемо!
О том, каким чудесным образом мы попали в Удмуртию и окунулись в дворянско-крестьянскую жизнь XIX века, я уже рассказывала - бывают в жизни приятные неожиданности: приняв участие в одном из конкурсов и выиграв его, я стала участницей авторского тура "Выходные в XIX веке на родине Чайковского",
в рамках которого мы провели три прекрасных дня в Воткинске и его окрестностях. Так душевно и гостеприимно как в Удмуртии, нас еще нигде не встречали!
Первый день нашего путешествия в XIX век был крестьянским и провели мы его в живописных полях Воткинского района, вблизи деревни Метляки. Конечно, для нас, жителей больших городов, здесь все было необычно: мы с упоением вдыхали аромат свежеспиленных бревен, сложенных в аккуратную поленницу,
с удовольствием пообщались с местными красавцами - гнедым конем
и маленьким игривым пони, который так и норовил стащить одну из наших плетеных корзинок🤣,
а самые смелые из нас даже устроили фотосессию с ними😊😊😊.
Ну, а потом мы прогулялись по местным полям, в которых колосились спелая рожь и пшеница и примерили на себя яркие и колоритные крестьянские наряды,
которые подошли всем без исключения.
Пока мы гуляли по удмуртским полям, нам рассказали о том, как с древних времен жизнь каждого удмурта была неразрывно связана с сельским хозяйством -
в поле работали с утра и до заката солнца,
но всегда находили время и для народных песен и игр,
именно здесь, в полях, совершались разнообразные народные обряды и жертвоприношения для увеличения урожайности и плодородия земель,
а также улучшение благосостояния крестьян.
Бескрайние удмуртские поля пшеницы богаты разнообразными душистыми луговыми цветами,
которые мы собирали по дороге к месту празднования Ивана Купалы, чтобы потом плести из них венки.
Удмуртские крестьяне, работая в поле, утоляли жажду водой из живительных родников, которых на этой земле великое множество, и мы, конечно, тоже заглянули на лесную опушку, где охладились родниковой водой и набрали ее в красивые бутылочки,
подготовленные специально для нас организаторами нашего тура.
Чем еще можно удивить в чистом поле городского жителя? Ну, конечно же, необыкновенной по форме скирдой сена😊😊😊. Раньше крестьяне формировали стог вручную, с помощью грабель. Это был тяжелый, изматывающий на солнцепеке труд.
А теперь это делает специальная машина - пресс-подборщик, собирающая высушенное в поле сено или солому в плотные компактные цилиндры.
На фоне такого современного стога получились великолепные фото, правда, чтобы залезть на него, нужно было очень постараться🤣🤣🤣. Бэкстейдж или изнанку это фотосессии можно увидеть здесь:
И вот мы добрались до места нашего купальского пикника. На берегу реки для нас был накрыт прекрасный стол с удмуртскими вкусностями, на котором был, разумеется,
главный символ Удмуртии - ароматные перепечи с различной начинкой,
которые даже номинируются в этом году на главную туристическую премию!
Перепечи, кстати, готовили прямо на месте, в настоящей походной дровяной печи на колесах!
и подавали с пылу с жару прямо нам на стол!
Впервые мы здесь попробовали и другое удмуртское блюдо - табани – это удмуртские лепешки из кислого теста, похожие на блины или оладьи.
"Табань" в переводе с удмуртского означает "сковорода", так как традиционно его выпекали на сковороде в печи или на открытом огне.
А еще на нашем праздничном купальском столе были вкуснейший местный сыр
и свежая малина, только что сорванная с куста,
местная удмуртская вишневая наливочка, которую пили, традиционно восклицая удмуртский тост "сябась" - за здоровье и благополучие, и другие вкусности.
Ну, и, конечно, же здесь был ароматный чай с малиной и мятой из настоящего самовара.
А потом нам рассказали, как в XIX веке отмечали языческий праздник Ивана Купалы,
и началось настоящее народное гуляние, традиционное для удмуртских крестьян, во время которого все пели, танцевали, водили хороводы и играли в народные игры.
Особенно задорной была игра "Селезень утку догонял" - прообраз детских догонялок только в хороводном кругу и под удмуртскую песню:
"Селезень утку догонял, молодой серу догонял,
Поди утица домой, поди серая домой,
У тя семеро детей, восьмой селезень,
А девятая сама. Поцелуй скорей меня!"
А потом мы упражнялись в умении владеть кочергой - нелегкое это дело оказалось, крестьянские женщины должны были обладать не дюжей силой, чтобы вытащить из горячей печи раскаленный горшок с едой😊😊😊,
и повязывали на колесо цветные ленточки, загадывая при этом желания - удмуртские крестьяне свято верили, что загаданное на Ивана Купалу обязательно сбудется!
А на закате пришло время плести венки из душистых цветов, которые мы собрали в полях,
и чиберины - так зовутся в Удмуртии красивые девушки, дружно взялись за дело, обсуждая традиционные ценности и верования удмуртов.
Венок на Ивана Купалу является обязательным атрибутом.
Его плели накануне праздника из различных полевых трав и цветов, защищающих от нечисти, придающих сил, здоровья, энергии и удачи.
Каждое растение, вплетенное в венок, придавало ему определенные свойства и было оберегом и символом:
- незабудка - верности и постоянства;
- мак - плодородия;
- усики хмеля - острого и гибкого ума;
- василек - красоты и нежности;
- мальва - веры, надежды и любви;
- ромашка - солнца, чистоты и верности;
- любисток - преданности и любви;
- калина - девичьей красоты;
- барвинок - жизни и вечной любви;
- тысячелистник - свободы и непокорности;
- бархатцы - верности и красоты;
- бессмертник - здоровья и долголетия.
А потом, когда совсем стемнело,
мы водили купальские хороводы вокруг костра,
которые завершились ритуальными прыжками через него.
Среди крестьян считалось, что все девушки должны были хотя бы раз перепрыгнуть через костер. Если же этого не происходило, ее считали ведьмой. Прыгнув через костер, человек мог очиститься купальским огнем от всех грехов своих, а кто прыгнет выше, тот будет удачливее и счастливее всех.
Честно скажу, прыгать через яркие языки пламени было страшновато и решились на это не все, но самые отчаянные делали это очень грациозно.
А потом, скрутив из восковых пластин магические свечи,
мы прикрепили их к нашим венкам,
и спустились на берег реки,
чтобы отправить венки в магическое плавание.
Раньше девушки-крестьянки опускали свои венки в воду, чтобы узнать перспективы своего замужества:
- если венок плывёт вдаль ровно и красиво - девушка скоро выйдет замуж,
- если венок прибьётся к берегу - то с той стороны скоро ждать сватов,
- а если венок утонет - это предвестие скорого несчастья.
Мы же просто загадали каждый свое сокровенное желание и отправили веночки в долгое странствие...
Наблюдать за тем, как плывут венки с горящими свечами по реке в кромешной темноте было очень красиво!
Погружение в атмосферу крестьянского быта XIX века и участие в празднике Ивана Купалы каждый из нас запомнит надолго, ведь это был яркий и необычный опыт, и мы с удовольствием провели этот день в роли удмуртских крестьян.
Ну, а следующий день нашего мини-путешествия "Выходные в XIX веке на родине Чайковского" нам предстояло провести в роли дворянок и побывать на самом настоящем балу! Как это было я подробно расскажу вам в следующей статье.
@visitudmurtia @tchaikovskyhome @natamelchikovatour @izhavia
#ТопБЛОГ#РоссияСтранаВозможностей#ТопБЛОГ3Сезон@topblog_rsv