Найти в Дзене
Артëм Хохолев

Киберг: крепость нацистов на краю земли. Часть вторая, заключительная.

Салют, читатель! В первой части рассказа о немецкой артиллерийской береговой батарее M.K.B. 3./513 Kiberg мы осмотрели одноименные норвежский поселок у подножия укрепрайона, познакомились с его схемой и боевым составом, а также задержались у первого мощного ДОТа, державшего под прицелом дома местных жителей и зону высадки. Сейчас же мы поднимаемся на кажущийся неприступным мыс Кибергнесет, натыкаясь на каждом шагу на вырубленные в скалах мрачные подземелья.

Часть скальных укрытий поражает своими размерами, другие - аккуратно выложенными ступеньками. Однако восхищаться тут особо нечему - гранитные скалы нацисты пробивали динамитом и рабским трудом советских военнопленных (а также поляков и сербов) и подневольных рабочих из оккупированных стран.

Так выглядел выглядел погреб для артиллерийских снарядов батареи Киберг восемь десятков лет назад. Сейчас это помещение частично обрушено и затоплено грунтовыми водами. Увы, в то время автор не отличался упоротостью и наличием хотя бы минимальной экипировки для исследования подземелий. Ныне всего этого в избытке, но нет главного - норвежской визы.

-3

Как мне рассказывали старожилы этих мест, после войны норвежские саперы таскали из бункеров артиллерийские снаряды и сбрасывали их в ближайшее озеро, а затем умаявшись и напоровшись на оставленные гансами сюрпризы, спешно подорвали боезапас прямо в недрах подземелий. Сильного взрыва не случилось, но значительная часть пещер оказалась под завалами навсегда вместе с немецкой амуницией.

Главная доминанта артиллерийской крепости Киберг - вариация типового для Атлантического вала немецкого бункера управления огнем Rigelbau M178. Обозначение "М" (морской) в индексе относит его к вотчине Кригсмарине, военно-морских сил нацистской Германии.

Минимальная расчетная толщина стен в этом бункере не менее 2 метров, которые в реальности кажутся еще больше. Вход в него снизу оказался обрушен и пришлось протискиваться внутрь через узкую смотровую амбразуру, неосторожно словив ржавый гвоздь прямо в макушку. По немецким документам в эту махину вгрохали 2100 кубометров бетона и 112 тон арматурной стали.

В целом система Регельбау - сборка сооружений из стандартных железобетонных и металлических конструкций значительно удешевило Третьему Рейху строительство оборонительных сооружений и сократило сроки проектирования и возведения объектов. Но именно этот Rigelbau M178 уникален редким отступлением дисциплинированных немцев от типового проекта - отсутствием бетонного козырька над дальномером.

По имеющейся обрывочной информации здесь в годы войны был установлен 10,5 или 14-метровый моностатический дальномер в бронированной башне, снятый с неустановленного трофейного французского линкора.

Под бункером управления огнем береговой батареи в скале было пробито несколько этажей, где до настоящего времени сохранились даже защитные гермодвери. Увы, весь интересный хабар растащили сразу после войны местные жители, а восемь десятков лет на Крайнем Севере не пошли немецкому бетону на пользу. Большая часть помещений оказалась погребенной под бетонными завалами или затоплена. Хорошо помню щекочущие нервы впечатления, когда в вечной сырости и кромешной темноте с потолка торчат ржавые арматуры, а под ногами хрустят косточки каких-то мелких зверков и зияют бездонные провалы с водой. Впрочем, это лишь повод вернуться и заново все исследовать и отснять.

В низине от командно-дальномерного пункта сохранились орудийные дворики, где местные поставили самопальные лавочки из плавника и жарят барбекю. Как автор уже писал в первой части рассказа, основным вооружением батареи M.K.B. 3./513 Kiberg было три корабельных орудия SKL/45х28 см калибра 283-мм с дальностью стрельбы до 34 км и 150 мм морское орудие 15 cm SK L/45.

Строительство подобных батарей было поставлено в Третьем Рейхе строительной организацией Тодта на поток. К слову в Норвегии укрепления Атлантического вала включали в себя около 225 батарей с более чем 1000 орудий калибра свыше 100 мм. Но только 10 процентов работников из четверти миллиона на гитлеровской "стройке века" были немцами.

Каждое из орудий было названо в честь линкоров Кригсмарине -Scharnhorst, Gneisenau и Moltke, эти надписи часто мелькают на архивных фотографиях. Первоначально пушки находились на батарее «Грессер Курфюрст» в Пиллау (сейчас это Балтийск Калининградской области), но уже в 1941 году были переправлены в Норвегию.

Зачастую боеспособность гарнизонов Атлантического вала была невысокой, однако близость Киберга к линии фронта и постоянное ожидание союзнических десантов на побережье Норвегии свидетельствует об обратном. Немецкий гарнизон крепости насчитывал порядка 700 хорошо подготовленных бойцов, не измотанных боевыми действиями. Неудивительно, что в недрах мыса Кибергнесет был пробит целый подземный комфортный для несения службы город, надежно защищенный от воздушных налетов советской и союзнической авиации.

Сейчас, для сравнения, в норвежском поселке у подножия высокой сопки с руинами M.K.B. 3./513 Kiberg проживает всего чуть более 200 человек. Тем более удивительно, что Киберг в годы войны стал центром местного партизанского движения. Диверсионно-разведывательные группы из русских и норвежцев несли потери, но активно действовали на вражеской территории всю войну, передавая Северному флоту сведения о передвижении немецких транспортов и расположении гарнизонов. Некоторые норвежцы служили лоцманами на советских подводных лодках, ходивших у берегов Норвегии, на их счету десятки потопленных немецких транспортов. Увы, в годы холодной войны на жителей Киберга навесили ярлык "завербованных Советами" и только в 80-х и 90-х годах короли Норвегии Олав и Харальд приезжали в поселок, чтобы лично извиниться за годы забвения. В 1995 году 37 граждан Королевства Норвегия были награждены отечественной медалью «За оборону Советского Заполярья».

У мыса Кибергнесет на море и в воздухе часто разгорались ожесточенные бои. 16 октября 1944 года, атакуя караван немецких судов, геройски погиб экипаж горящего самолёта-торпедоносца в составе командира 9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка гвардии подполковника Бориса Сыромятникова, штурмана майора Александра Скнарева и стрелка-радиста старшего сержанта Григория Асеева, а также стрелка Ивана Данилова. В трёх километрах от цели левый мотор американского самолета Дуглас А-20 «Бостон» был поражен зенитным огнем, возможно с батареи Киберг. Торпедоносец загорелся, но продолжил атаку, выводя другие машины на цель. Когда расстояние до транспортов уменьшилось до 500 метров советские летчики под шквальным огнем выпустил с минимальной дистанции две оставшиеся торпеды в транспорт в шесть тысяч брутто тонн. Объятый пламенем самолёт огненным метеором врезался в воду, экипаж геройски погиб, до конца выполнив воинский долг.

В этом бою враг, по разным данным, потерял 2 транспорта, сторожевой корабль, тральщик, катер-охотник и 6 самолётов. Самому молодому из летчиков, сержанту Григорию Асееву на момент гибели было всего 24 года. А про штурмана Александра Скнарева, осужденного к расстрелу в 1942 году за раздачу продовольствия голодающим женщинам и отправленного на фронт в морскую пехоту искупать свою вину, в 1967 году был снят малоизвестный советский фильм "Места тут тихие". В 2007 году в прессе появилась информация, что Скнарев после той смертельной атаки мог остаться в живых, попав в немецкий плен, что впрочем, документально подтвердить до сих пор не удалось. Судьба у человека такая, что блокбастеры Голливуда на этом фоне выглядят жалкой подделкой.

А многочисленный немецкий гарнизон береговой батареи Киберг бесславно бежал с нее без боя осенью 1944 года, опасаясь дальнейшего освобождения Красной Армией территории Норвегии. Не помогли ни орудия крупного калибра с бетонными ДОТами, ни минные поля с колючей проволокой, ни громадные крысиные норы, пробитые в гранитной сопке.

-17

Тогда же, в октябре 1944 года обитатели поселка Киберг впервые поднялись на мыс с береговой батареей, брошенной хозяевами. Огромные орудия, в спешке подорванные расчетом, оставленные из-за поломок грузовики, раскиданная амуниция и продовольствие, пустые и мрачные подземелья стали символом бессмысленности войны, которую местные жители счастливо пережили. Уже в наше время, в 2015 году руины нацисткой крепости M.K.B. 3./513 Kiberg были добавлены в список норвежских культурных ценностей.