Механизмы ценообразования
Законы спроса и предложения
Стоимость - мера, с помощью которой определяется ценность и полезность товара.
Потребительская стоимость – способность товара быть обмененными на другие товары.
Производство:
· Издержки- %продавцу, налоги, заработная плата сотрудникам, капитал, земля.
· Затраты на амортизацию – стоимость замены изношенного оборудования.
· Затраты на хранение, доставку, на реализацию, оплату заработной платы сотрудникам, прибыль.
Ценообразование – установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношение спроса, предложения и других факторов.
Цен товара:
· Себестоимость – сырью, материалы, энергоресурсы, общепроизводственные затраты, оплата труда, командировочные, социальные отчисления, амортизация оборудования, налоги, прибыль.
Добавленная стоимость продавца – стоимость, проданного продукта за вычетом себестоимости. Труд, амортизация налоги, прибыль.
Административная регуляция цен:
· Замораживание цен на определенный период (ЖКХ).
· Установление фиксированной цены, максимальные границы цены, ограничение наценок в течение установленного периода (транспорт, отдых).
Экономическая регуляция цен:
· Налоговая политика (НДС, акцизы)
· Фискальная политика (ограничение размера % по банковским кредитам через ставку ЦБ)
Амортизационная политика: товары и услуги.
Действия производителя с целью влияния на цену:
· Повысить цену не меняя количество и качество товара, т.е. переложить прирост на потребителя
· Сохранения цену, взяв часть расходов на себя. Сохраняя цену , изменив при этом количество или качество товара.
Ограничение наценок посредника:
· Фиксация цены на товар
· Использование собственных розничных сетей
· Продажа на условиях консигнации (товар проходит через розничную сеть, но часть расходов берет на себя производитель)
Стратегии ценообразования:
· Нейтральная – издержки + средняя прибыль на рынке или в отрасли.
· Снятия сливок – продажа товара первоначально по высоким ценам, а затем постепенное их снижение.
· Проникновение на рынок – первоначальная продажа товаров по низким ценам, а затем постепенное их повышения.
· Психологические цены– цена чуть ниже круглой суммы.
· Следования за лидером – цена на товар устанавливается, исходя их цены главного конкурента обычно ведущей фирмы.
· Скользящей цены– устанавливается в зависимости от спроса и предложения.
Снижения цен:
· Рост производства и насыщения рынка товарами
· Сокращение спроса
· Рост конкуренции
· Снижение себестоимости продукции
· Снижение налоговой нагрузки на продавцов
Рост цен:
· Улучшение качества товара
· Инфляция
· Увеличение посредников
· Рост себестоимости