Найти тему
Разделочная

"Чак", или чем заняться ботану в ЦРУ.

"Чак" - сериал, мало известный у нас, и это странно. Комедийный проект о том, как ничем не примечательный в обычной жизни недотёпа попадает в мир шпионажа, из-за чего вся его жизнь превращается в череду комических происшествий, в год выхода первого сезона (2007) был очень тепло принят зрительской аудиторией. Герои и сама история так зашли, что даже когда стало ясно, что идея себя исчерпала (а это случилось после третьего сезона), сериал продлевали еще дважды, по требованиям возмущенного фанатского сообщества. Поэтому многосерийная история про то, как обычный американец, никак не желающий повзрослеть 30-летний оболтус, мечтает о красивой девушке и успешной карьере крутого программиста, но тратит свою жизнь на комиксы, игры и работу консультантом в третьесортном гипермаркете электроники до тех пор, пока случай не затягивает его в центр шпионских разборок всех разведок мира, мне показалась достойной для вдумчивого лонгрида.

Основной сюжет сериала сводится к тому, что сверхсекретная разработка ЦРУ попадает к человеку, который не только не имеет никакого отношения к государственной службе, но и в обычной жизни ничем не выделяется. Чак - классический миллениал, его жизненные ценности сводятся к компьютерным играм, комиксам, дружбе с таким же, как и он, Морганом Граймсом, всяким чудачествам на работе, которые хоть как-то раскрашивают серые будни продавцов-консультантов, и мечтам о большой и чистой любви под песни любимых групп (кстати, саундтрек у сериала очень и очень достойный).

Став поневоле носителем "Интерсекта" (та самая секретная разработка ЦРУ), Чак оказывается под пристальным наблюдением двух оперативников спецслужб: красавицы-агента Сары Уокер из ЦРУ,и вечно мрачного, вечно всем недовольного Джона Кейси, агента АНБ, у которого патологическая страсть к убийствам врагов звёздно-полосатого флага. Этот сверхстранный союз даёт старт череде событий, где много юмора (по крайней мере, в первых трех сезонах), есть очень симпатичная любовная линия (неплохо распределённая на все пять сезонов), и даже какое-то развитие персонажей от низших форм сериальной жизни на старте проекта до личностей, способных задавать себе вопросы на серьёзные темы и принимать непростые решения.

По своей структуре сюжет "Чака" представляет из себя несколько основных сюжетных линий, регулярно сходящихся в одной точке. А так как каждая из этих сюжетных линий строго перпендикулярна остальным, в точке их пересечений и сконцентрирован источник практически всей комедийной составляющей сериала.

Первая линия, о которой я уже упомянул выше - шпионская. В силу обстоятельств в подсознание Чака загружается гигантский массив секретной информации "Интерсекта" и теперь, совершенно бесконтрольно со стороны Чака, эта информация всплывает из его подсознания, да еще и в самые неподходящие моменты. Тут есть всё: базы данных на спецагентов и террористов, чертежи и схемы секретных устройств и военных разработок, пароли, явки, вообще, всё, что только может быть.
Сара Уокер и Джон Кейси становятся кураторами Чака. и их задача - обеспечить безопасность Чака. Чтобы не вызывать подозрений, у обоих агентов есть своя легенда: Сара становится девушкой Чака, а Кейси устраивается консультантом в тот же гипермаркет, где работает Чак. "Вспышки" (воспоминания, всплывающие из подсознания, где прячется "Интерсект") могут случиться у Чака в любой момент, триггером для этого являются даже случайно оброненные слова собеседников за соседним столиком, и тогда Сара и Джон начинают действовать, ликвидируя очередную угрозу национальной безопасности. Постепенно и Чак, из ходячей флешки с секретами превращается в их напарника.

Любить шпионку - тот еще труд. Хотя любить великовозрастного оболтуса, дожившего до 30-ти,, но не понимающего, что хочет женщина, тоже сложновато. Так что эти противоположности нашли друг друга и каждому всегда есть, что сказать другому)))
Любить шпионку - тот еще труд. Хотя любить великовозрастного оболтуса, дожившего до 30-ти,, но не понимающего, что хочет женщина, тоже сложновато. Так что эти противоположности нашли друг друга и каждому всегда есть, что сказать другому)))

Вторая линия - романтическая. КОнечно же, Чак не может не влюбиться в Сару. А Сара... Ну, Чак ей вроде как и не безразличен, но что это именно, любовь или просто профессиональное отношение к работе? Чем такой, как Чак, может заинтересовать яркую, самостоятельную, сильную и независимую ни от кого, кроме дяди Сэма, девушку? К чему приведут эти странные отношения, да и есть ли у них будущее? Пять сезонов Вам в помощь, господа и дамы, чтобы посмотреть, как эти двое будут искать ответ на такой вопрос. Хочу сразу сказать, что мне, как зрителю, было интересно следить за этими поисками, тем более силами сценаристов у этих двоих регулярно появлялись поводы проверить свои отношения на прочность.

Третья линия - семейная. Родители Чака и Элли, его старшей сестры, оставили детей, когда Элли была подростком, а Чак - непутевым пацаном. И Элли практически заменила Чаку родителей. Теперь она врач, её парень по прозвищу "Осом" (Фантастика) - идеальный во всех отношениях молодой кардиолог, вызывающий у окружающих только любовь и восхищение, а их союз - одна из главных жизненных ценностей для Чака. К сожалению, его шпионские тайны в какой-то момент перестают быть только его личным делом, и начинают всерьез угрожать жизням членов его семьи, что вполне закономерно, ведь за Чаком охотятся несколько секретных организаций, безумные террористы и прочие подонки.

Четвертая линия - дружба. У Чака много друзей. Лучший друг Морган, еще более непутевый, чем сам Чак, но никогда не унывающий чувак, с детства влюблённый в старшую сестру Чака, о чем знают вообще все, даже её парень Фантастика.
Есть Лестер и Джефф, совершенно отбитые коллеги Чака по торговому залу в сети маркетов электроники "Buy More". Вспомните Джея и Молчаливого Боба, добавьте обоим сумасшествия и получите эту пару. С каждым следующим сезоном им добавляли всё больше экранного времени, и из разряда эпизодических они отвоевали себе роли промежуточного характера, без их участия сцены в магазине уже невозможно было представить.
Есть Дэйвон. Он же Фантастика, парень старшей сестры Чака Элли. Он настолько фантастичен во всем, за что берётся, что на его фоне любой другой выглядит пародией на мужчину. В какой-то момент совершенно случайно он узнает тайну Чака и даже станет невольным соучастником нескольких тайных операций ЦРУ.
Есть Джон Кейси. Чак, несмотря на всё предубеждение со стороны Кейси в свой адрес, старается растормошить оперативника АНБ, помешанного на 80-х годах, времени Рональда Рейгана.

Каждый раз, когда эти линии (шпионаж, любовь, дружба, семья) пересекаются (что случается практически в каждой серии), Чак попадает в очередную передрягу, и смотреть, как он из неё выбирается, выбирается, чаще всего и смешно, и увлекательно.

"Чак" - достаточно непритязательный комедийный шпионский сериал с изрядной долей романтики. Всё это мы уже видели и ранее, например "Напряги извилины" или "Джонни Инглиш". Но есть и нюансы, ведь "Чак" это сериал не про непутевого шпиона в своей шпионской среде, а про совершенного не приспособленного ни к шпионству, ни к взрослой обычной жизни персонажа. Для таких проектов очень важно, чтобы главные герои понравились зрителю, и тогда экранные глупости шпионской составляющей, стандартный ситкомовский сюжет отойдут на задний план, а зритель будет просто следить за тем, куда ведет фантазия сценаристов главных полюбившихся героев. У "Чака" с главными, да и со всеми остальными героями в этом смысле всё очень достойно.

Сам Чак - олицетворение слегка подросшего поколения MTV. Классический миллениал в расцвете сил: игры, комиксы, работа в техподдержке крупного сетевого гипермаркета электроники "BUY MORE", чувство неуверенности в себе, из-за чего единственная девушка в его жизни бросила его еще в колледже. Впасть в депрессию - легко. Выйти из депрессии? Да вообще не проблема. Открытый, веселый и неунывающий, Чак на самом деле нуждается только в одном - в чувстве уверенности в себе и своих силах. И постепенно, от сезона к сезону, эта уверенность в нем появляется, но при этом он остаётся все таким же, каким его зритель увидел в первых сериях первого сезона - добрым, отзывчивым, иногда чересчур наивным, но очень харизматичным персонажем своей истории.

Сара Уокер слеплена совсем из другого теста. С детства приученная рассчитывать только на себя, она изображает чувства только во время заданий, если так надо для проникновения в ближний круг очередной её цели. Одно единственное исключение из этих правил случилось не так давно - она влюбилась в своего коллегу. Результат оказался плачевным - он оказался двойным агентом. А теперь её объектом задания стал Чак, с которым она должна изображать пару влюблённых. Наступит ли она на эти грабли любви второй раз?

В целях экономии Ваших сил и времени я остановлюсь на двух главных героях, но поверьте на слово, в "Чаке" хватает запоминающихся и отлично сыгранных персонажей. К середине первого сезона в сериале практически нет никого, чья сериальная жизнь не осталась бы без внимания зрителя. Да что тут говорить, в какой-то момент в сериале в качестве приглашенных звезд засветились: Винни Джонс, Роберт Патрик, Майкл Дункан, Эрик Робертс, Марк Хэммилл, Дэйв Батиста, Стив Остин, Марк Шеппард (великий Кроули из "Супернатуралов"), Арманд Ассанте, Чеви Чейз, Арнольд Вослоу (Имхотеп, раззуди тебя, Египет), Джордана Брюстер (вечная жена Доминика Торретто, закончившая когда-то "Факультет"), Кэри Энн Мосс (Тринити, на минуточку!), Тимоти Далтон, Скотт Бакула, Линда "мама Джона КОннора" Гамильтон (все стают, долгие аплодисменты, переходящие в овацию).
Так что у "Чака" не было проблем с актерским составом, и засветиться в сериале считали допустимым и желательным делом многие из кинозвезд. А просто знакомых лиц зритель встретит в сериале в разы больше.

А вот с чем проблемы были, так это с бюджетом. Сериал снимали пять лет, начиная с 2007 года, в те времена, когда сериальные бюджеты были очень далеки от современных. И если в тех эпизодах, которые не связаны со шпионской деятельностью, локации особых замечаний не вызывали, то эпизоды, в которых есть перестрелки, драки, погони, взрывы, прыжки с парашютом и прочие проявления шпионажа и борьбы с терроризмом, постоянно ассоциировались с крашеным картоном, папье-маше и Fotoshop'ом вместо хорошей графической 3-д станции. В этой части ситуация начала выправляться с 4-го сезона.

В общем и целом, с удовольствием проглотив три сезона и, досмотрев на этом топливе последние два , я еще раз посетую тому, что у нас этот сериал не очень известен. Он не избежал слабых мест большинства сериалов, когда хорошей идеи хватает от силы на три полных сезона (в лучшем случае), однако за первые сезоны к героям прикипаешь душой. Во многом это заслуга Закари Леви, сыгравшего Чака с каким-то прямо-таки волшебным озорством и лёгкостью; ну и снова повторюсь: у всех актеров получилось создать очень симпатичные образы. Плюс юмор, который перевешивает сценарные глупости людей, представляющих работу мировых разведок так, как они нам это показали в "Чаке".

К сожалению, с четвертного сезона сериал начала накрывать несусветная серьёзность, с которой Чака стали превращать в полуБонда в полукедах. На мой взгляд сериал или надо было закрывать после 3-го сезона, так как идея миллениала в шпионском смокинге себя исчерпала, или что-то менять концептуально. Создатели решили менять, добавили серьёзности, начали ставить героев перед дилеммами, свойственными серьёзным драматическим проектам, стали сами себя повторять, и сериал изменился, но не в ту сторону, которая удержала бы внимание и любовь зрителей.

В итоге: "Чак" - это сериал, который может стать Вашим компаньоном на пару-тройку недель. Это смешной телепроект с приятными глазу и запоминающимися образами, главная задача которого в том, чтобы у зрителя возникла крепкая эмоциональная связь с персонажами. Посмотрев очередную серию, зритель будет включать следующую, движимый желанием узнать, а что же случилось с Чаком дальше?

p.s. отдельное спасибо моему хорошему товарищу Д., который рассказал мне про этот сериал.