В центре Новороссийска, рядом с морвокзалом,- огромный корабль.
Крейсер «Кутузов». Одна из главных достопримечательностей города.
Корабль был заложен в 1951 году. А уже через три года на крейсере поднят Военно- морской флат. Принят в состав военно- морского флота СССР.
Всего кораблей этого проекта (68-бис) было построено 14 единиц. Один остался.
А всего предполагалось построить 25 крейсеров этого проекта. Первый- крейсер «Свердлов»- вошел в состав флота в 1952 году. Последний- «Мурманск»- в 1955.
А где же остальные 11 кораблей? Почему не достроили?
Много причин приводят. Главная, на мой взгляд, именно в 1955 году был отправлен в отставку Главнокомандующий Военно- морским флотом СССР Николай Герасимович Кузнецов.
Как писал сам адмирал, к 1955 году у него «сложились явно неприязненные отношения» с Хрущевым. Да и отношения с тогдашним министром обороны Жуковым были «явно нетоварищеские».
Возобновление строительства океанского флота страны началось только через 20 лет.
Сейчас на корабле музей. Вернее- филиал Центрального военно- морского музея имени Петра Великого. Можно подняться на борт. С экскурсией.
Крейсер «Кутузов» 48 лет был в строю. Списывать собирались. Но народ засуетился. Мол, оставить надо корабль. Для истории. Для будущих поколений. Чтобы все видели, что российские корабелы 50-х годов могли.
Тяжело было через бюрократические заковыки пройти. Но когда в 1996 году ЮНЕСКО приняла решение о включении крейсера «Михаил Кутузов» в каталог крупных кораблей, ставших историческими музеями и центрами национального значения, деваться было уже некуда. И уже через 18 лет вышел приказ Министра обороны. Включить «Корабль боевой славы «Михаил Кутузов» в штат Центрального военно-морского музея».
И вот новороссийцы и гости города могут беспрепятственно ознакомиться с этим образцом отечественной корабельной архитектуры.
Поглядеть в прицелы зенитных установок.
Посмотреть на стомиллиметровые двухорудийные башни универсального калибра.
На носу- орудия главного калибра. 152,4 мм.
Жаль, пострелять не разрешают. Есть на палубе ещё салютационная пушка. Но и она только по большим праздникам используется.
Увлеченные экскурсоводы проведут вас и по длинным коридорам.
Протянувшихся во всю более 200- метровую длину корабля.
Покажут, как жила команда.
И даже в кают- компанию заведут.
За долгие годы жизни корабля на его борту побывало немало почетных гостей.
Был тут и молодой Владимир Семенович Высоцкий.
Но не гостем. Работал. Снимался в фильме. «Увольнение на берег».
Пора и нам. На берег.