На эту тему я писала достаточно много, в том числе в своих «больничных историях», но как-то не планировала к ней возвращаться – потому, что всё уже сказано, добавить вроде бы и нечего. Но недавно снова столкнулась с этой проблемой и некоторые моменты особенно впечатлили.
Начну, пожалуй, с самого возмутительного. Не самого ужасного из общей картины – но того, что затронуло непосредственно мою семью. Моя дочь недавно попала с ребёнком в больницу. Сначала о самой больнице – с той поры, когда мне довелось побывать там со своими детьми, всё же произошли некоторые положительные изменения. Но положительные, только касательно интерьера и некоторых элементарных удобств. Там теперь есть туалеты в палате и душевые, а также появились современные детские горшки. На этом позитивные перемены заканчиваются. Правда, детские кровати остались почему-то железные – те самые, времён моей молодости, а вовсе не какие-то модернизированные. Кто лежал в больницах в былые времена, должен помнить, что при всех неудобствах, кормили тогда более-менее нормально – особенно детей. Сейчас об этом можно забыть – еда такая, которую, разве что, после многодневного голода можно проглотить. Что-то молочное, мясное, яйца и прочее остались в прошлом. Безвкусные водяные супы и крупы на воде – весь рацион, в том числе и для тех, кому не нужна диета. Хотя бы посолили для разнообразия – но нет, обязательно безвкусное. В общем-то я и сама с этим сталкивалась, когда в 20-м году пришлось лежать в наших региональных больницах – но это, конечно, не главное. Главное в отношении и оказании помощи – или её неоказании.
Ребёнок поступил с постоянной рвотой, которую не получалось купировать дома. Их положили в палату и оставили без внимания – и врач была очень недовольна, когда возмущённая дочь, не выдержав, отправилась в ординаторскую, чтобы кто-то наконец занялся ребёнком. По всем показаниям малышке должны были поставить капельницу. Этого не сделали – просто сказали периодически давать всё те же средства, которые не помогли дома и взяли анализы. Кто-то спросит, откуда я могу знать, что нужно было делать врачам – очень просто: моё первое, хоть и незаконченное образование – медицинское. Тем более, речь идёт о самых элементарных вещах. В конечном итоге, анализы, которые были готовы только через три дня, когда дочь с малышкой, после того, как состояние улучшилось, не получая лечения, под расписку вернулись домой, показали у ребёнка серьёзное обезвоживание.
Я уже не раз наблюдала в наших региональных лечебных заведениях, как персонал старается побыстрее отмахнуться от пациента, отделавшись каким-то минимумом, по сути видимостью лечения – но это детская больница. Если у нас так относятся к детям – что тогда говорить о взрослых? Совсем другое отношение я видела в больницах Питера, где мне делали операции – это небо и земля. Могу предположить, что в Москве не хуже – ну а в регионах лечиться становится уже просто опасно – как бы совсем не угробили. Вот такой пример:
«В Туве правоохранительные органы заинтересовались гибелью пожилой пациентки в Республиканской больнице №1 в Кызыле. Как рассказали в прокуратуре, 62-летняя женщина поступила туда с повышенным давлением, а дальше началась череда странностей и врачебных ошибок, которые привели к смерти пенсионерки.
История произошла в январе этого года. Женщина обратилась к врачам с жалобами на повышенное артериальное давление, и бригадой скорой помощи ее доставили в республиканскую больницу. Однако пациентку по какой-то причине положили в урологическое отделение, хотя на то не было никаких медицинских показаний.
Уже в палате пенсионерка осталась без присмотра персонала и получила сильный ожог стопы, случайно коснувшись батареи. Женщина страдала диабетом второго типа, поэтому на месте ожога начали развиваться гнойно-септические осложнения. Из-за них пациентку отправили в ожоговое отделение.
Там врачи сначала ампутировали женщине обожженную стопу, а после еще и голень. Поскольку проблемы с давлением никуда не делись, попутно пенсионерку лечили в кардиологическом отделении, в одной палате с ковидной больной. Из-за ампутации иммунитет пациентки ослаб, и она заболела пневмонией.
Целая череда тяжелых травм и заболеваний привела к смерти женщины. После случившегося на ситуацию обратила внимание прокуратура Кызыла: в ведомстве заявили о «грубейшем» нарушении стандартов оказания медпомощи и потребовала от следственных органов завести уголовное дело по статье о причинении врачами смерти по неосторожности.
Если виновные врачи будут найдены, им грозит лишение свободы до трех лет, а также дальнейшее ограничение в работе на несколько лет. Сейчас ход расследования взят прокуратурой на особый контроль.»
Хоть ситуация совсем не весёлая, а просто ужасная, меня позабавила формулировка: «если виновные врачи будут найдены». А что – их нужно где-то разыскивать? Никто не знает, кто там работал на момент событий? Они дружно скрылись с места происшествия, затерявшись на просторах страны?
Тут у меня совсем недавно случилось ЧП, в связи с которым пришлось вызвать «скорую». Закрывая банки с компотом серьёзно обварила руку – всё предплечье. Надо заметить, что день был выходной – поликлиники не работают, да и тащиться туда с ожогом непросто. Ожог второй, как бы даже не третьей степени – судя по тому, что сейчас наблюдаю. Врач скорой решила, что степень вторая – но она не видела динамики – вначале всё выглядело не настолько плохо. Правда, она высказала, что «скорую» было вызывать не обязательно – вполне можно справиться самостоятельно – тем боле, что у них нет никаких средств для оказания первой помощи. Раньше были – а теперь нет - но «если я хочу», меня отвезут в ожоговое отделение. Это уже второй случай, когда мне так говорят: «если хотите, отвезём в больницу». Что значит «если хотите»? Я, вообще-то, хочу услышать, насколько серьёзное состояние и надо ли мне в больницу – а тогда уже принимать решение. Это вы мне должны сказать. Правда, надо отдать ей должное – какую-то помощь всё же оказала: попшикала обезболивающим и посоветовала, что лучше купить в аптеке. А сейчас, прочитав про женщину, которую угробили в больнице, я думаю, хорошо, что не поехала. А то ещё заразили бы чем-нибудь или руку отхреначили. У нас, конечно, не Тува – но и не Москва или Питер – кто знает, на что нарвёшься?
Справедливости ради хочу сказать, что у нас есть хорошие врачи – но практически все они работают в платных клиниках. Например, замечательная гастроэнтеролог, настоящий врач с большой буквы во всех отношениях, очень грамотный и внимательный гастроскопист, который в своё время, узнав, что я буду оперироваться в Питере по поводу позвоночника, подсказал, куда там можно обратиться и с другой проблемой. Знаю и хороших кардиологов, и ортопеда. В поликлинике таких уже почти не осталось – например, наша терапевт - но она, как и все там, замученная и сама часто бывает на больничном. Была очень хорошая врач УЗИ – давно нет, пожилая, скорее всего ушла на пенсию. И молодая терапевт мне нравилась – но она тоже очень быстро ушла из этого дурдома, в который превратились наши бесплатные медицинские учреждения. Молодые очень часто меняются, старые видимо дорабатывают до пенсии и тоже уходят. И это можно понять – кто захочет работать с такой нагрузкой за такую зарплату? Дело ведь не только в плохих врачах. Вина за такое плачевное состояние медицины и как следствие, наличие замученных, материально не мотивированных, равнодушных врачей, допускающих разного рода происшествия, в не меньшей степени лежит на наших государственных деятелях, которые всё развалили.