Найти тему
Картины рассказывают...

История любви монахини и художника

Эта история произошла в далеком 15 веке во Флоренции и вызвала большой скандал. Художник Филиппо Липпи, бывший священником - кармелитом, похитил из доминиканского монастыря Святой Маргариты в Прато монахиню Лукрецию Бути.

Антонио Зено Шиндлер. Филиппо Липпи соблазняет монашку Лукрецию Бути, 19 в.
Антонио Зено Шиндлер. Филиппо Липпи соблазняет монашку Лукрецию Бути, 19 в.

Однако, тут надо добавить, что еще сам Джорджо Вазари, один из основоположников современного искусствоведения, в 16 веке писал: "... истинные события, касающиеся похищения Липпи монахини Лукреции Бути, вероятно, никогда не будут выяснены, однако легенда такова…".

Итак, легенда такова. Филиппо Липпи в 1456 году аббатисой обители было поручено написать образ для главного монастырского алтаря "Мадонна делла Чинтола".

Прибыв в монастырь, он сразу же обратил внимание на молодую послушницу Лукрецию Бути и попросил позволения у аббатисы писать мадонну с неё. Разрешение было получено.

Филиппо Липпи. Мадонна делла Чинтола, 1456—1466.
Филиппо Липпи. Мадонна делла Чинтола, 1456—1466.

На момент встречи художника и монахини, ей было около 23 лет. Она уже пять лет жила в монастыре Святой Маргариты. Была ли она пострижена в монахи или жила в монастыре послушницей неизвестно. Имеются разные версии.

Но как бы там не было, но Липпи влюбился во время её позирований и добился её благосклонности.

Габриэле Кастаньола. Филиппо Липпи влюбляется в Лукрецию Бути, 1873
Габриэле Кастаньола. Филиппо Липпи влюбляется в Лукрецию Бути, 1873
Антонио Гуальди. Филиппо Липпи и Лукреция Бути, 1855
Антонио Гуальди. Филиппо Липпи и Лукреция Бути, 1855
Поль Деларош.  Филиппо Липпи и Лукреция Бути, 1822
Поль Деларош. Филиппо Липпи и Лукреция Бути, 1822
Пьетро Альди. Филиппо Липпи ухаживает за Лукрецией Бути, 1879
Пьетро Альди. Филиппо Липпи ухаживает за Лукрецией Бути, 1879
Рафаэлло Сорби. Филиппо Липпи ухаживает за Лукрецией Бути, ок. 1870
Рафаэлло Сорби. Филиппо Липпи ухаживает за Лукрецией Бути, ок. 1870

Случился большой скандал, когда Липпи,, воспользовавшись городским праздником  увел Лукрецию из монастыря (или даже из процессии) в свой дом.

Несмотря на попытки заставить её вернуться в монастырь, Лукреция осталась в доме Липпи. Жили ли они счастливо, сказать трудно. Филиппо липпи часто покидал дом. Его услуги художника требовались во многих местах.

Но все равно, Лукреция успела родить двух детей - дочь Алессандру и сына Филиппино Липпи, который тоже стал художником.

Лукреция Бути была для Липпи не только женой, но и моделью. Нежные черты и прекрасный облик Лукреции вдохновил художника на создания нескольких картин.

Филиппо Липпи. Мадонна с младенцем, ок. 1465
Филиппо Липпи. Мадонна с младенцем, ок. 1465
Филиппо Липпи. Пир Ирода, ок. 1465
Филиппо Липпи. Пир Ирода, ок. 1465
Фрагмент картины
Фрагмент картины

Филиппо Липпи. Мадонна с ребенком, ок. 1470
Филиппо Липпи. Мадонна с ребенком, ок. 1470

Пара оставалась вместе, и только через несколько лет Папа Пий II, благодаря заступничеству Козимо де Медичи, дал разрешение жениться Липпи на Лукреции.

Но свадьба так и не состоялась. По одним данным, Филиппо умер до свадьбы. По другим, Лукреция сбежала от него. Ведь Липпи всегда отличался разгульным образом жизни и наличием многих любовниц. Есть мнение, что Лукреция не могла с этим смириться.

Но в истории живописи Лукреция Бути осталась одной из самых красивых моделей. И, несомненно, её прекрасный облик повлиял на идеал прекрасного, который сложился у ученика Липпи — у великого и неповторимого Сандро Боттичелли.