Найти в Дзене
Свободная школа

Травля в классе - сложный разговор. Гл. 88. Сословия внутри школы. Классовая вражда

Когда последний урок девятого класса закончился, ребят построили в рекреации на линейку. Ученики были в парадной форме: белый верх, чёрный низ - как полагается! Отличались эти два класса только тем, что на учениках девятого "Б" находились красные ленты через плечо с надписью золотыми буквами "Выпускник", а у учеников девятого "А" таких лент не было. Объяснялось это просто. Родительский комитет класса "Б" озаботился покупкой этих лент, а соответственно родительский комитет класса "А" не озаботился. Ну, бывает! Однако Раиса Ивановна, которая произносила речь по поводу окончания девятого класса, нашла повод усмехнуться:

- Девятый класс "Б" надел ленты с надписью "Выпускник", потому что они уходят из школы, а у девятого класса "А" нет лент, потому что они в полном составе идут в десятый класс!

Аня, как ученица "слабого" класса, стояла с лентой. Она была круглой отличницей, и ей было всё равно, что говорит Раиса Ивановна. Аня знала, что ребята из покинутого ей класса "А" называли её вдогонку липовой отличницей, да и некоторые учителя тоже так её называли. Был когда-то у Ани разговор с одной учительницей. Учительница прямо сказала, что "пятёрки" у Ани ненастоящие, потому что класс этот слабый. На это Аня ответила:

- Где это написано? Это будет написано в моём аттестате?

- Нет, конечно, - смутилась учительница. - Но мы-то все знаем!

- Я доверяю только документу, - усмехнулась Аня.

Аня смеялась над этим, называла это примитивными манипуляциями со стороны учительницы. Учительница хотела взять её на пушку, заставить перевестись в "сильный" класс. Ещё чего! Аня прекрасно знала, где ей хорошо, а где плохо. В "слабом" классе не было травли, а в "сильном" была. В "слабом" классе не было агрессивных учителей, а в "сильном" были. Учительница, с которой Аня разговаривала, просто не хотела признавать это, а потому искусно подменяла тему. Да и учителя, которые участвовали в травле, нашли себе оправдание: травли, мол, никакой нет, просто Аня "не тянет" в "сильном" классе.

Ане, конечно, было всё равно, что болтает на линейке ехидная Раиса Ивановна. Но ей резануло слух то, что завуч оценивает людей не по личным достоинствам, а по классу, где они учатся. Если ты в классе "А", значит ты хороший и умный человек, а если ты в классе "Б", ты плохой и глупый. В школе было расслоение учеников на сословия по принципу буквы класса! Существовало привилегированное сословие под буквой "А" и "всякий сброд" под буквой "Б". Все учителя постоянно об этом напоминали: "Ты из класса "Б"? Тогда чего с тебя взять?" А классу "А" учителя говорили: "Вы лучшие! Вы избранные!"

Я не поднимала эту тему, но Аня дома высказалась резко: "То, что Раиса Ивановна делает - это похоже на фашизм! Странное воспитание в этой школе!"

Я почему-то вспомнила одну сцену на детской площадке, когда наши дети были ещё маленькими. Дети играли во дворе, дружили, радовались друг другу. Но когда мы все одновременно пошли в школу, одна девочка, Ниночка, вдруг отказалась играть с бывшими друзьями. И мама объяснила нам: "Нина учится в гимназии, поэтому я ей не разрешаю играть с ребятами из обычной школы". И Нина гордо подтвердила: "Я теперь дружу только с детьми из гимназии!" Вот оно, воспитание!

Возможно, читатели скажут: "Сильный класс и слабый класс в параллели - это обычное дело. Так удобнее учить детей! Учителям легче, когда дети в классе одного уровня".

Учить-то так удобнее, но сделать это можно по-другому. Сказать, что есть разные программы и все они по-своему хороши. Аттестаты всё равно будут одинаковые. Просто мы даём возможность ребятам реализовать свои способности. Если что-то не понравится в одном классе, то всегда можно перейти в параллельный класс с другой программой.

***

Как-то я поговорила с моей сестрой Катей. Её сын Андрей учился в пятом классе уже другой школы. У них было три класса в параллели: "А" - математический, "Б" - гуманитарный с уклоном в английский язык и "В" - обычный, без уклона. Статус у всех классов был одинаковый, но различались они по интересам. И никогда никто из учителей не говорил, что этот класс лучше, чем тот, не обсуждал при детях успеваемость учеников из параллельного класса. В результате ребята из разных классов дружили и были счастливы.

Продолжение: