Найти тему

Если встречается сцена «про ЭТО»…

Сначала небольшой «дисклеймер», в том числе и для нашего алгоритма. В этой статье я не буду делать обзоры книг «18+», или как-то их рекламировать. Я просто хотел бы поговорить о том, могут ли авторы писать на такие темы, даже, если очень и захотят. Потому что, как бы прискорбно это ни было, но есть книги, написанные великими фантастами, которые порой… просто неприятно читать…

Статья создана при поддержке моих подписчиков на платформе Boosty: Belsnickel, Igor Sablin, Madshmax, Squatterbloat, Александр Барышников, Алексей Попов, Анатолий Ломовцев, Вадим Юрков, Василий, Виктор Айрон, Ильдар Арасланов, Сергей Ряховский, Петр Усов, Nikolausta, Влад; Борисов, Павел Павлов, Птица Птица, Olov Viking, Одиннадцатый Примарх, MetaModern671games, Дмитрий, Алексей Гнитько, Arti, Таня Топилина, Илья Фертиков, Тзинчит на минималках, Ольга Суханова, Олег и Lorgar Balthasar. Огромное им за это спасибо!

Вот эта книга... Кстати, не только у меня такие мысли о ней...
Вот эта книга... Кстати, не только у меня такие мысли о ней...

Я уже писал о книге Роберта Хайнлайна, «Достаточно времени для любви, или Жизни Лазаруса Лонга». Это одна из книг, так называемого «позднего» периода творчества великого писателя-фантаста. И вот там постоянно (по сути, вся книга посвящена именно этой теме!), поднимается тема взаимоотношений мужчины и женщины. Причём, не просто так «поднимается» – в конце концов, сколько было отличных книг, в том числе и у самого Хайнлайна, когда мужчина и женщина были главными героями и вместе делали то, что должны были по сюжету произведения – а буквально вся книга рассказывает о «горизонтальной дружбе организмами», да ещё и в разных, не самых приличных формах. И тема с Эдипом, тут ещё не самая неприятная, если вы понимаете, о чём я.

Так вот, что я могу вообще сказать про этот роман, чтобы это не было неприлично, и ничего не нарушало? Если вынести за скобки это всё (конечно, при этом, мы потеряем более девяноста процентов текста), то у нас будет несколько диалогов и историй из жизни очень хитрого персонажа. Некоторые истории будут даже занятными и интересными. Книга затронет некоторые другие произведения Хайнлайна, приоткроет завесу тайны над финалом некоторых иных произведений и, в общем, покажет некоторые, не самые приятные вещи в человеческой натуре. Но, вот как только автор начинает «съезжать» на свою любимую тему (а, надо сказать, что Хайнлайн под старость лет, решил полностью отдаться любимым темам – и это была далеко не фантастика!), то читать становится просто физически неприятно. И нет, дело в не в натуралистичности текста – на самом деле, в романе вообще ничего такого нет (хотя, я могу предположить, что роман был «порезан» цензорами). Дело в том, что автор пишет о таких вещах, но при этом не пишет о таких вещах. И получается, что читать, в общем-то, становиться… не очень интересно. Хайнлайн отлично писал про космос, путешествия, науку и тому подобные вещи – тут его фирменный стиль был, как нельзя уместен. Но вот, как только он начал писать про такие вещи, как близость и тому подобное, оказалось, что это просто «не его». И, кстати говоря, очень жаль, что не было кого-то рядом, кто сказал бы Роберту Хайнлайну, что он пишет то, что у него просто не получается…

Вот, например, взять такое дело, как «химия» между персонажами. Я не знаю, откуда вообще пошёл этот термин, но он означает то, насколько хорошо персонажи «работают» вместе. Изначально это киношный термин – например, Ричард Касл и Кейт Беккет в сериале «Касл». Или, с другой стороны, Мартин Риггс и Роджер Марто из «Смертельного оружия». Так вот, если читать Хайнлайна, то можно отметить «химию» между Сэмом и Мэри в «Кукловодах», например. Или между Подкейн и её братом – «химия» вовсе не означает, что те или иные персонажи будут «дружить организмами», а просто то, как хорошо эти персонажи работают вместе. И вот такое дело – если прочитать те же «Жизни Лазаруса Лонга», то между ним и всеми женщинами, которые в сюжете есть, нет никакой «химии». И то, что происходит между ним и этими леди – не более, чем «авторский произвол». Кстати говоря, если говорить о Лазарусе – в «Детях Мафусаила», между ним и той леди, Мэри Сперлинг, была «химия». А вот, в «Жизнях Лазаруса Лонга» – нет, и по этой причине все эти вещи было просто неприятно читать…

Даже здесь сцена между Шубиным и Элей была приятнее, чем у Хайнлайна...
Даже здесь сцена между Шубиным и Элей была приятнее, чем у Хайнлайна...

В «пику» Хайнлайну, кстати говоря, я хотел бы привести совершенно не фантастический рассказ ещё советского писателя-фантаста. Кир Булычёв и его «Смерть этажом ниже». Если кто не в курсе – рассказ довольно мрачный и страшный, я писал про него довольно давно. Но, суть особо не в этом. Дело в том, что к главному герою, лектору общества «Знание», «приставляют» девушку-водителя. Она – мать-одиночка, живёт с своей мамой и ребёнком. И вот, как только герой её видит, его, можно сказать, влечёт к этой девушке. И её, что характерно, влечёт к нему. И это буквально ощущается в каждой сцене, когда они вместе. Когда они едут в машине, когда просто разговаривают, когда она смотрит на него, а он на неё. Написано очень интересно, кстати говоря. И то, что потом происходит в номере гостиницы, хотя и описано вообще без подробностей – выглядит просто в разы сильнее, чем то, что было написано в романе Хайнлайна… То есть, опять же, никаких подробностей, более того – там вообще ничего не описано, но за героев переживаешь, радуешься тому, что у них хоть что-то было, и так далее.

Ива и Андрей - "химия" есть!
Ива и Андрей - "химия" есть!

И можно вспомнить ещё немало произведений, в которых тоже можно ощутить «химию» между героями – мужчиной и женщиной. И, даже, если «близкие отношения» между ними и происходят где-то «за кадром», если автор вообще про это ничего не написал (хотя чаще, всё же пишут – чтобы хоть намекнуть читателю, что у этого парня и этой девушки что-то было), всё равно, мы понимаем, что они не просто так, а между ними что-то происходит. Опять же, можно вспомнить хотя бы Дивова и его «Лучший экипаж Солнечной». Между Ивой и Анреем было, но автор лишь намекает нам на это. Да, есть сцена в бассейне, но там, опять же, ничего нет, никаких подробностей. И всё равно, читая роман, мы понимаем, что между Ивой и Андреем что-то было, и даже не раз. И когда в конце книги происходят те события, мы понимаем причину истерики Ивы. А что у Хайнлайна? Кто все эти женщины? Почему они так хотят ребёнка от Лазаруса? Кто для него Дора? В каком месте надо всем этим людям сопереживать?

Или – я не особенно люблю творчество Бессонова – а в силу того, что он сделал, особенно. Но! Даже у него, можно понять, что было у Королёва и тех девушек на Рогнаре. И первая девушка, которую он не успел спасти, и вторая – тоже понятно, что Королёву было физически больно, когда они погибли. И да, между ними тоже была «химия».

И между Румянцевым и Рошни (это Жуков и цикл «Пилот») – тоже есть «химия». Опять же, даже, когда они просто находятся в одном помещении – чувствуется, что они на самом деле любят друг друга. И то, что был в кабине «Хагена» – не самая главная сцена в отношениях этих персонажей. И именно то, что Румянцев на самом деле любит эту девушку, объясняет то, как он, буквально рискуя собой, посадил её «Варэгну»…

Что-то, более-менее, если только здесь есть...
Что-то, более-менее, если только здесь есть...

На самом деле, я много могу приводить примеров того, в каких книгах есть «химия», а в каких – нет. И опять же, возвращаясь к позднему Хайнлайну… В «Числе Зверя» – «химии» нет. В «Уплыть за закат» – нет. В «Не убоюсь зла» – тоже нет… Во «Фрайди»… ну, если только немного – с тем андроидом, под конец. И то, с натяжкой… Так что, да простит меня дух моего любимого автора, и все его поклонники – но, это всё же, была совершенно не его тема…

Моя страничка на Boosty, где статьи выходят чаще. Там можно предложить ту или иную книгу или тему на обзор...

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц