В качестве введения для неподготовленного читателя - "ликбез": я расскажу о принципиальных отличиях между генпланом, ППО и СПОЗУ, возникших в 2008 году после утверждения Постановления 87 о составе разделов проекта и их содержания. Точнее даже сказать, что ППО и СПОЗУ возникли и внесли сумятицу. Но с этим уже разобрались.
Ну и чтобы понять, о чем идёт речь в статье, нужно как минимум быть начинающим пользователем автокада. Студентам как раз может пригодиться: "Культура работы в автокаде или 9 вещей, которые раздражают". Дальше по тексту я буду делиться способами работы с инструментами программы автокад (классический), которые я использую при оформлении планов.
ППО и СПОЗУ
План полосы отвода (ППО) и схема планировочный организации земельного участка (СПОЗУ) - графические части раздела 2, в первом случае для линейных объектов (сети, дороги, набережные, мосты), а во втором случае для объектов капитального строительства, которые не относятся к линейным. На вопрос пытливого читателя, - "А как это вот набережные не относятся к объектам капстроительства?" - тема для отдельной статьи.
Генеральный план
После появления П-87 в жизни проектировщика генплан как таковой вышел из состава проектной документации в рабочую. Но, как рудимент, остался в составе раздела 4 (ТКР) для линейных объектов - технологические и конструктивные решения линейного объекта.
Неужели проектантам мало раздела ППО, зачем они дают дублированную информацию в ТКР? Насколько она задублирована и чем отличается ППО от генплана ТКР рассмотрим в ближайшей статье.
Вероятно, вам потребуется консультация как и с кем согласовывать планировочные решения. Для этого я написал статью "Порядок согласования раздела 2 проектной документации". Буду рад, если пригодится.
Вот, на самом деле, это и есть принципиальные отличия. Подробности читайте в П-87. Я когда-нибудь доберусь до него, чтобы разобрать по косточкам эти разделы на примере. Ведь чем лучше понимаешь нюансы, тем проще и быстрее приходит осознание "идеально" оформленного чертежа.
А слово (идеально) я не случайно взял в кавычки, потому что профессионал не может быть абсолютно доволен своей работой, так как нет предела совершенству! Оформлять чертеж можно бесконечно и с удовольствием, которого лишают жёсткие сроки работ по договору. О том, как вовремя сдавать проект заказчику, читайте в отдельной статье - "Дедлайн-технология - как держать сроки проектирования".
Распространённые ошибки в оформлении планов
Прежде чем говорить о том как надо, о принципах оформления планов, давайте я расскажу как нельзя с ними работать, с планами. Потому что, чтобы соблюдать эти вот 6 основных принципов, о которых было заявлено в заголовке статьи, нельзя допускать описанные ниже ошибки.
1. Графика на плане не соответствует условным обозначениям
Нередко встречаю, когда на оформленных чертежах в пространстве листа автокада условные обозначения помещены на лист и конечно же не соответствуют тому, что оформлено в видовом экране.
Для того, чтобы условные обозначения элементов соответствовали самим элементам на чертеже, рекомендую условку делать в модели. Это позволит легко скопировать свойства объектов и добиться максимального их сходства. Тогда уже в пространстве листа можно быстро оформить условные обозначения отдельным видовым экраном на листе в масштабе, равным чертежу. То есть, если видовой экран имеет масштаб 2 (соответствует масштабу плана 1:500), то и видовой экран условки должен быть в этом же масштабе.
Также плохо, когда в условных обозначениях присутствуют элементы, которых нет на данном чертеже (в случае, если чертеж очень большой и оформлен на нескольких листах).
2. Чертеж плана на половину пустой, если план на нескольких листах, то отсутствуют схема размещения листов и линии совмещения, или составлены не корректно
Как правило, графические материалы оформляются в масштабе 1:500. Если объект крупный (длинный), план в границах проектирования которого несоразмеримо больше стандартных листов, его размещают на нескольких листах различных форматов. В этом случае нужна понятная навигация, чтобы можно было быстро сориентироваться.
Элементы навигации чертежа:
- Схема расположения листов;
- Линии совмещения;
- Компас.
Ужасно, когда схема расположения листов не содержит никакой информации, да и к тому же повернута относительно сторон света, а сам лист чертежа огромный и на половину пустой! Допуская возможность поворота видовых экранов с целью более компактного расположения плана в рамке чертежа, схема расположения листов должна быть строго ориентирована по сторонам света. Также не удобно, если в границах повернутого видового экрана отсутствует компас - просто скопируйте обозначение Север-Юг со штампа геодезической съёмки и добавьте в видимую зону каждого видового экрана, даже если он не повёрнут.
ВНИМАНИЕ! ПОВОРАЧИВАТЬ, ИЗМЕНЯТЬ МАСШТАБ, ПЕРЕМЕЩАТЬ ТОПООСНОВУ ЧЕРТЕЖА ПЛАНА ЗАПРЕЩЕНО! - оформляйте чертежи в пространстве листа и пользуйтесь инструментами видового экрана.
Также затрудняет чтение плана на нескольких листах, если нет линии совмещения. Рамки видовых экранов должны быть построены так, чтобы линия совмещения, нанесенная в пространстве модели, была видна на обоих смежных листах. Это исключит наличие "слепых" фрагментов, которые не попали в область печати.
3. Границы проектирования бледные и тонкие, а рамки видовых экранов не отключены для печати
Это элементы-антиподы. Если рамки видовых экранов не должны отображаться при печати, то границы различного назначения должны быть яркими, жирными и хорошо читаться, но в то же время, не закрывать собой информацию на чертеже: высотные отметки и прочее. Особое изумление вызывает граница проектирования, начерченная отрезками. Это бросовая работа чертить отрезками, потому что ты с этим ничего ни сделаешь, ни площадь в границах не измеришь, ни оформить не сможешь как надо.
Есть несколько способов как добиться нужного результата в автокаде:
- Для границы проектирования тип полилинии выбирают как правило штрихпунктирный или пунктирный, нужную толщину я рекомендую задавать не толщиной, а по глобальной ширине - она находится в свойствах объекта и по умолчанию равна 0. Такая граница не теряется и хорошо читаема. Чтобы она не перекрывала другие объекты её лучше переместить назад инструментом "Порядок прорисовки". Также можно использовать свойство прозрачности - доступно в версиях автокада младше 2011 года.
- Видовые экраны не должны быть видны при печати. Иногда их просто отключают в свойствах, либо создают отдельный слой "ВЭ", и выключают, замораживают его, либо присваивают им абсолютно белый цвет 255,255,255. Но лично мне удобно работать с чертежом, когда я вижу рамки видовых экранов, но они тонкие и бледного цвета. А чтобы они не печатались, нужно поместить их в слой defpoints. Если нет такого слоя, то создать. Автокад автоматически заблокирует его для печати.
Тут позвольте маленькое отступление на тему: видовые экраны должны быть заблокированы (в свойствах - показать блокировку -ДА). Это никак не влияет на оформление чертежа, но когда что-то хочешь отредактировать на чертеже и проваливаешься из листа в пространство модели, то если блокировка не включена, сбиваются настройка масштаба и положение элементов чертежа на листе. Это очень не удобно. Приходится искать уплывшую конструкцию или фрагмент плана, заново масштабировать и так далее. Опытные проектировщики не смогут со мной не согласиться.
Вернёмся к границам. При согласовании электронных версий планов в ведомствах и комитетах, инспекторы возвращают на доработку чертеж, если количество вершин замкнутой полилинии, те что отображаются на мониторе, не соответствует количеству поворотных точек в свойствах полилинии. Это важно при экспорте границ из автокада в ГИС. Это ошибка возникает в процессе черчения полилинии, когда конечную точку соединяют с начальной. Для уравнивания поворотных точек с вершинами нужно после нанесения предпоследней вершины полилинии нажатием правой кнопкой мыши вызвать контентное меню и из выпадающего списка выбрать команду "замкнуть". Задвоение поворотных точек исключено.
4. Отсутствуют подписи основных сооружений / объектов и примечания к чертежу, а шрифты все разных размеров и стилей
Условные обозначения условными обозначениями, но когда дополнительно есть подписи основных объектов, то глаз радуется. А чтобы не перегрузить чертеж избыточной лишней информацией нужен банально опыт. Тут уж извините, не объяснишь на пальцах. Очень хорошей альтернативой подписям является экспликация - рядом с сооружением ставится номер в кружочке, вносится на поле рядом с изображением и подписывается. Таким способом можно обозначить много объектов и чертеж не будет казаться перегружен надписями.
Чертеж выглядит солиднее, если он дополнен указаниями к выполнению работ.
Экспликации:
Обозначения экспликации наверное удобно было бы делать в динамических блоках, но к своему стыду я с ними так как не разобрался, как их правильно создавать. В этих блоках порядковые номера удобно меняются за пару кликов. Но в вместо динамических блоков я использую обычные. Принцип оформления тот же. Круг закрасить плотной штриховкой или solid цветом 255,255,255 и создать блок. Маскировку использовать не рекомендую, потому что при печати в pdf она из-за системной ошибки отображается чёрным пятном.
Шрифты:
Рекомендую использовать гостовский системный шрифт cs_gost2304. Размер шрифта 2,5-3,5. Заголовки, экспликации можно набрать шрифтом и покрупнее. Важно не допускать большого количества вариаций размеров, чтобы не рябило в глазах.
Кегль основного текста примечаний должен быть 2,5, то есть таким же как в штампе чертежа.
При использовании на чертежах шрифта Times New Roman необходимо в свойствах шрифта ставить коэффициент сжатия 0,99 или 1,01, поскольку если он равен единице, то при отсутствии системных файлов шрифтов shx после печати чертежа в pdf текст будет отображаться точками.
5. Штриховки грубые и закрывают информацию или частично отсутствуют
Чертежи разделов СПОЗУ и генеральные планы в ТКР или рабочке должны нести в себе графическую информацию об основных объектах, типах покрытий дорог и тротуаров, газонов, проектируемых и существующих сооружениях и т.п. Для этой цели используют штриховки. Работа со штриховками одна из наиболее трудоёмких. Опыт работы позволяет упростить процесс штрихования - об этом чуть ниже.
Для быстрой обработки графики для штриховки не рекомендую выбирать solid - использование этого образца штриховки многократно увеличивает нагрузку на видеокарту компьютера, автокад начинает виснуть. Для создания плотной заливки достаточно выбрать одну из стандартных образцов и задать минимальный масштаб.
Я рекомендую, не только для эстетики, но и в целях экономии краски, оперативной памяти компьютера закрашивать объекты умеренно разреженными штриховками пастельных оттенков с толщиной линий 0,13-0,20 (мелкая сетка).
Жирные и избыточно разрешённые линии штриховок, кислотных тонов вопиюще выделяются вперёд более важной информации, делают чертеж сложно читаемым или нечитаемым вовсе.
Необходимо добиваться, чтобы штриховки располагались на заднем плане всех остальных объектов. Если при продолжительной работе с моделью не выполнять чистку файла через утилиты и исправления ошибок файловой системы программы, штриховки при печати могут вылезать на передний план и инструмент порядка прорисовки не даёт результата, то поможет команда регенерации модели Regen.
Штрихование
Что, казалось бы, тут сложного? Выбираешь образец и кликаешь в контур. Я не буду утомлять вас перечислением всех факторов, мешающих заштриховывать, а просто дам один совет, который сэкономит время и повысит качество работы. Скопируйте замкнутый контур, в границах которого нужно выполнить штриховку, на пространство модели, свободное от других объектов. Если замкнутый контур отсутствует, то быстрее сначала будет его обвести полилинией. Для мгновенного штрихования в поле монитора не должно быть посторонних объектов, иначе есть вероятность, что автокад будет просчитывать их геометрию. Штриховка будет генерироваться долго, не исключены коллизии.
Негласно принятые цвета штриховок
- Здания существующие - бледно-оранжевые или серо-бежевые тона;
- Здания проектируемые - ярко-оранжевые или алые оттенки;
- Акватория - бледно-голубой;
- Газоны - от светло-зеленых до бледно-сизых оттенков;
- Щебеночные набивные дороги - розово-бежевые тона;
- Асфальтобетонное покрытие и бетонные плиты - серые оттенки (до 50-ти вариантов);
- Плиточное или булыжное мощение - от розовых до серых тонов;
- Песчаные пляжи - светло-жёлтый;
- Деревянные настилы - от светло-коричневых до бурых оттенков;
- Стеклянные и полимерные покрытия (на пример кровли из поликарбоната и т.п.) - от бледно-серых до светло-голубых оттенков.
Также принято закрашивать проектируемые объекты более яркими тонами, чем существующие их типы. Но в любом случае нельзя выбирать детско-яркие и кричащие цвета, это моветон.
Типы штриховок
Как и в случае цветов, есть предпочтения в использовании одних образцов штриховок перед другими. Здесь нет конкретного ГОСТа, как например для материалов на разрезах конструкторской документации ГОСТ 2.306-68 или для грунтов в отчете по геологическим изысканиям ГОСТ Р 21.302-2021. Тем не менее, на выше перечисленных нормативах можно найти отражение в обозначениях штриховок на генеральный планах различных проектов по паркам, набережным и другим градообразующим объектам.
Таблица основных образцов штриховок, применяемых на генеральный планах и чертежах СПОЗУ:
При создании штриховок в автокаде следует учитывать зависимость их плотности от масштаба видового экрана, а также от размера заштриховываемой области (образец штриховки GRAVEL может отображаться некорректно). При отклонении от допустимых параметров штриховки может не создаваться, либо происходит автозамена на образец SOLID. Масштаб штриховок регулируется коэффициентом масштаба в свойствах объекта.
6. Элементы топографической съёмки заглушают проектную графику
Изначально предполагалось в статье изложить 5 принципов оформления планов, но благодаря моему товарищу по работе, Максиму М., который спросил меня: "А как ты так сделал?", я решил добавить ещё один принцип - принцип М.
Особенно, это выручает на плане вертикальной планировки, где проектные отметки и направления уклонов теряются среди топографической информации. Для комфортного прочтения чертежа организации рельефа, или любого другого, насыщенного различными отметками и обозначениями, лучшим способом является именно этот.
Через быстрый выбор в каждом слое топосъёмке, где есть текст (обозначения диаметров и материалов труб, типа покрытий), выделяем текстовые объекты и меняем их цвет на ярко-серенький, N°250-252. Объекты таких слоев, как "растительность" или "отметки высоты поверхности" можно перекрасить все подряд, используя этот же инструмент быстрого выбора. Иногда обозначение деревьев остаётся исходным чёрным цветом, так как находится в блоке. В этом случае достаточно открыть блок любого "цветочка" двойным нажатием левой кнопки мыши и перекрасить элементы в требуемый цвет, потом закрыть редактор блока и подтвердить сохранение изменений. Все объекты под атрибутом изменённого блока приобретут новые заданные свойства.
Теперь проектные решения хорошо читаются на притушенной геодезической съёмке.
И вот только теперь, когда мой читатель основательно подготовлен, как к экзамену, можно подытожить статью принципами, на которых выстроена гармония карт и планов.
6 принципов оформления планов:
- Принцип условных обозначений;
- Принцип расположения на листах;
- Принцип границ и видовых экранов;
- Принцип шрифтов;
- Принцип штриховок;
- Принцип М, или осветленной топосъёмки.
И в завершении статьи примеры генпланов:
Соблюдая элементарные 6 принципов, ваш чертеж обязательно будет выглядеть солидно - гарантирует канал "Кругозор Проектировщика"! Ставьте лайки и подписывайтесь на канал, а главное - задавайте вопросы в комментариях, на все постараюсь дать ответ.