4,5K подписчиков

12 главных фильмов Бергмана. К 105-летию режиссера

484 прочитали

 14 июля Ингмару Бергману исполнилось бы 105 лет. По этому поводу собрали для вас 12 его главных фильмов.

14 июля Ингмару Бергману исполнилось бы 105 лет. По этому поводу собрали для вас 12 его главных фильмов.

Бергман стоит в одном ряду с такими надрывно религиозными творцами, как Достоевский, Тарковский, Кьеркегор. Алексей Герман говорил, что обрел веру после просмотров фильмов Бергмана. Приведем кусочек диалога Любови Аркус и Александра Сокурова:

— Мне казалось очевидным, что в фильмах Бергмана единым непрерывным содержанием идет его нескончаемый диалог с Создателем. […] Бергман, с его способностью к вопросам и ожиданию ответа, с его как бы «хождением под Богом» всегда, представлялся мне художником глубоко религиозным.
— […] я не думаю, что у Бергмана есть мотив сомнения. Он, мне кажется, никогда не усомнился в существовании Создателя. Не сомнение, но отчаяние от невозможности понять устройство мира, место человека в этом мире. Ведь создание мира, так же, как и проблема искусства, это одно и то же.

Приведем еще цитату кинокритика О. Сурковой:

У Бергмана мистика — это театральность, шутовство, эта мистика призвана сорвать маску и показать, что за ней истерзанный, больной, одинокий, не имеющий никакой надежды человек. Где тогда Бог? — спрашивает Бергман. За что мы столько страдаем? Он взыскует Бога, но не слышит его. […] У Бергмана — пустые небеса, разверзшиеся над землей, и несчастный человек, запутавшийся в своих грехах. […] У Бергмана присутствие Бога — это некий результат, поскольку Бергман — реалист и человек сомневающийся.

 14 июля Ингмару Бергману исполнилось бы 105 лет. По этому поводу собрали для вас 12 его главных фильмов.-2

«Сквозь тусклое стекло», или «Как в зеркале» (1961) — первая часть «трилогии веры». История о душевнобольной девушке, которой кажется, что ее посещает Бог.

Кинокритик С. Кудрявцев писал о фильме:

Это первая часть так называемой «трилогии веры» выдающегося шведского режиссера Ингмара Бергмана, в которую входят еще «Причастие» и «Молчание». Вообще-то сам Бергман протестовал против их тематического объединения в трилогию, считая, что произведения все-таки не связаны друг с другом. А в качестве названия этого фильма были использованы слова из философского высказывания святого апостола Павла в Первом послании к коринфянам. Ведь героиня картины, молодая девушка Карин, истово верящая в Бога, одержима именно из-за невозможности постичь его до конца, приблизиться «лицом к лицу», проникнув «сквозь тусклое стекло», устранив неясную границу, которая препятствует полному и абсолютному познанию. Ее наваждение в итоге приобретает болезненную форму, поскольку усугублено страшным одиночеством и непониманием в семье, собственными нереализованными сексуальными комплексами, ощущением чуждости и враждебности целого мира, а конкретно — холодного равнодушия природы отдаленного острова, где все семейство во главе с писателем Давидом проводит лето. Для Карин словно смещается в сознании иная грань — между реальностью и бредом, когда в исступленном ожидании Бога, его гласа с небес она слышит загадочные, необъяснимые звуки и видит вожделеющего паука. «Тусклость» непреодолимого стекла заставляет воспринимать действительность в мрачном, уродливом преломлении. Тьма проецируется как бы вглубь человека, который теряет представление о самом себе и лишается рассудка. В трактовке Ингмара Бергмана проблема веры фактически начинается с постижения собственного мира, еще не познанного, не открытого в себе. Во второй части мудрого афоризма апостола Павла предпослано: «теперь знаю я отчасти, а тогда познаю подобно, как я познан». Поиск Бога или истины невозможен прежде, чем человек не понял самого себя, других людей и жизнь вокруг, пока не причастился данной ему реальности, не осознал высшее предназначение своего пребывания на этом свете. Вот почему вторая часть условной трилогии, дающая хоть какую-то надежду на выход из тупика отчаяния, будет называться «Причастие»…

«Причастие» (1962; название англоязычной версии — «Зимний свет») — вторая (центральная) часть бергмановской «трилогии веры». Священник, овдовев, теряет веру в Бога. «Какой абсурдный образ!» — говорит он, смотря на распятие. Через тяжелую хладность и пустоту в конце он все же сможет сказать Богу: «Свят, свят, свят еси. Всемогущий Боже. Исполнены небо и земля славы Твоей»…

«Молчание» (1963) — заключительная часть «трилогии веры». Никакой из фильмов Бергмана не вызывал столько критики, если не прямо отвращения и омерзения. Фильм действительно страшный. Однако сейчас вряд ли кто-то будет спорить с тем, что «Молчание» — безусловный шедевр, и в своей новаторской технике и в своей философской глубине. К тому же, если сделать усилие и вдуматься, поймешь, что «Молчание» — фильм светлый, радостный.

Итак: две сестры (символизирующие Жизнь и Познание) находятся в глубоком конфликте и непонимании — настолько глубоком, что всякий диалог меж ними невозможен («Молчание»). Они борются за любовь ребенка, сына одной из них. Втроем эти герои попадают в незнакомый город, где идет война и говорят на непонятном им языке, в огромный пустой отель. Проиллюстрируем «смысл» картины высказываниями кинокритика С. Кудрявцева и самого Бергмана.

Сергей Кудрявцев:

«Молчание» — безусловно, трагический фильм, истинная, классическая трагедия о молчании Бога, непостижимости Истины, безысходности Бытия, исчерпанности человеческих чувств, о мире на «краю бездны», если уже не за ее пределами, то в какой-то ирреальной, несуществующей квазидействительности, которая составлена из обломков, осколков, обрывков слов, фрагментов судеб исчезнувшего света. […] «Молчание» заключает «трилогию веры», начатую фильмами «Как в зеркале» и «Причастие». Его герои уже ни во что не верят, оказываясь «с той стороны зеркального стекла», отчаявшись преодолеть грань, которая отделяет мрак от света, прошлое от будущего. Они помещены в вывернутое наизнанку настоящее, в некое Чистилище, откуда ведом путь не в Рай, а лишь в Ад. И все-таки гений шведского искателя Абсолюта не столь сумрачен и жесток, чтобы окончательно разувериться в феномене самой жизни, которая мучительно преодолевает свое «низкое», натурное происхождение и устремляется к высотам Духа.

Бергман:

Из всех злоключений и конфликтов, печальных условий, в которых находится человек, в «Молчании» выкристаллизовывается лишь маленькая чистая капля чего-то иного — внезапный порыв, попытка понять несколько слов на чужом языке, это нечто странное, но единственное, что остается. Только это и позитивно.

 14 июля Ингмару Бергману исполнилось бы 105 лет. По этому поводу собрали для вас 12 его главных фильмов.-3

«Седьмая печать» Бергмана — фильм (здесь кроме самого фильма — и его сценарий), который Алексей Герман назвал «лучшим на земле». Из рецензии О. Сурковой:

У Бергмана мистика — это театральность, шутовство, эта мистика призвана сорвать маску и показать, что за ней истерзанный, больной, одинокий, не имеющий никакой надежды человек. «Где тогда Бог? — спрашивает Бергман. — За что мы столько страдаем?» Он взыскует Бога, но не слышит его. […] У Бергмана — пустые небеса, разверзшиеся над землей, и несчастный человек, запутавшийся в своих грехах. В «Седьмой печати» герой Бергмана играет со смертью в шахматы, пытаясь отсрочить смерть и увидеть доказательства существования Бога при жизни. […] У Бергмана присутствие Бога — это некий результат, поскольку Бергман — реалист и человек сомневающийся.

Диалог Смерти и Рыцаря, один из центральных в бергмановском фильме «Седьмая печать»:

Смерть: Умирать, однако, не хочешь.Рыцарь: Нет, хочу.Смерть: Чего же ты ждешь?Рыцарь: Я хочу знания.Смерть: Гарантий захотел?Рыцарь: Назови как угодно. Отчего Бог так жестоко непостижим нашим чувствам? Отчего надо ему скрываться за дымкой невнятных посулов и невидимых чудес?Смерть не отвечает.Рыцарь: Как поверить верующим, когда и себе-то не веришь? Что будет с нами, с теми, кто хочет верить, но не может? И что будет с теми, кто и не хочет и не умеет веровать?Рыцарь умолкает и ждет ответа, но никто не говорит, никто не отвечает. Совершенное молчание.Рыцарь: Отчего я не в силах убить в себе Бога? Отчего он больно, унизительно продолжает жить во мне, хоть я его кляну, хочу вырвать его из своего сердца? Отчего, вопреки всем вероятиям, он издевательски существует и я не могу от него избавиться? Ты меня слышишь?

 14 июля Ингмару Бергману исполнилось бы 105 лет. По этому поводу собрали для вас 12 его главных фильмов.-4

«Персона» — один из величайших фильмов Бергмана (здесь сам фильм и киноповесть). Сам режиссер ценил из всего своего творчество больше всего именно «Персону» (и еще «Шепоты и крики»):

Я достиг своего предела, что свободно прикасаюсь к бессловесным тайнам, выявить которые способен только кинематограф.Бергман, «Картины»

Актриса Элисабет неожиданно замолкает на сцене. Психиатр не может вывести ее из этого молчания. Вместе с сиделкой Альмой она едет на море. Там в молчании Элизабет Альма начинает рассказывать «банальную» историю своей жизни, нескончаемую исповедь. Приведем несколько цитат из «Картин» Бергмана (здесь мы совместили и слова из сценария, и из комментария Бергмана):

И мне казалось, что каждая интонация моего голоса, каждое произносимое мной слово было ложью, упражнением в пустоте и тоске. Существовал единственный способ спастись от отчаяния и краха. Замолчать. За стеной молчания обрести ясность или, во всяком случае, попытаться собрать еще имеющиеся возможности […] Фру Фоглер жаждет правды. Она искала ее повсюду, и порой ей казалось, будто она нашла что-то прочное, что-то долговечное, но внезапно земля ушла из-под ног. Внешний мир обрушивается на Элисабет Фоглер и в больничной палате. Правда растворилась, исчезла, или в худшем случае превратилась в ложь. Мое искусство не в состоянии переварить, преобразить или забыть того мальчика на фотографии. И объятого пламенем мужчину, страдающего за веру.

Здесь пользователь найдет как сам фильм, так и киноповесть.

 14 июля Ингмару Бергману исполнилось бы 105 лет. По этому поводу собрали для вас 12 его главных фильмов.-5

«Земляничная поляна» — безусловный шедевр, один из величайших фильмов за мировую историю. Крайне сложно написать что-то вразумительное ни о чисто кинематографических аспектах (в свое время новации «Поляны» стали откровением), ни о «содержании» фильма. «Земляничную поляну» можно просто «не понять», но трудно не увидеть ее совершенство; трудно не быть ею захваченным. Отметим только общие места. 78-летний профессор Исаак Борг едет на вручение премии. Во время поездки происходят встречи с разными путниками, мы видим всю жизнь Борга, его сны. Про что этот фильм? Человек перед лицом смерти осмысляет прожитую жизнь; недостижимость истины; раскаяние, искупление; преображение; много света.

 14 июля Ингмару Бергману исполнилось бы 105 лет. По этому поводу собрали для вас 12 его главных фильмов.-6

«Шепоты и крики» — один из шедевров Бергмана. Женщина умирает. Вокруг нее собрались две сестры и служанка Анна. Они вспоминают свое радостное детство, полное любви и света, противостоящее несчастному настоящему, их нынешней ненависти и мраку. Только Анна еще любит свою хозяйку и соединяет сестер, всем служит. По Евангелию: «кто хочет между вами быть бо́льшим, да будет вам слугою» (Мф 10:43). Об этом хорошо писал Ю. Арабов (только, кажется, напрасно сюда вплетший Марфу):

Образ Анны в процессе развития сюжета приобретает вселенские мистические черты. Она — единственная из персонажей картины — молится Богу, пусть и несколько механически, по-домашнему, кусая после молитвы яблоко… Она все время рядом с умирающей Агнес, она согревает ее остывающее тело своим, единственная из всех не испытывая при этом ни подлого страха, ни брезгливости. Но главное — она постепенно становится передаточным звеном, медиумом между душой умершей женщины и душами живых ее сестер, устраивая им очную ставку. Этот разговор с остывающим телом, которое плачет от тоски и холода небытия, есть одна из величайших сцен мирового кинематографа. Лучше этого не снимешь и не придумаешь. Сестры признаются умершей Агнес, что никогда не любили ее, что им противна ее смерть, ее гниение… Пустота их душ особенно обнажена в этой сцене. Если Мария в исполнении Лив Ульман, доминанта которой — страсть, еще как-то сочувствует покойнице, то Карин (Ингрид Тулин), олицетворяющая разум, вообще отказывается принимать за факт воскресшую на мгновение сестру. Страсть бесплодна, а разум слеп. Остается лишь любовь, которая «видит» поверх физического времени и пространства, которая беседует и с мертвыми, и с живыми, всех примиряет и все лечит. Это Божественное начало и воплощено Бергманом в служанке Анне, она же евангельская Марфа, заботящаяся обо всех и потому, по Бергману, благословенная. Способ художественной лепки персонажей этого фильма, когда страсть, разум и любовь являются доминантами отдельных человеческих образов, говорит нам, скорее всего, о том, что речь идет об одном человеке. Три сестры есть три части одного целого или полноценного человека, это и сделано Бергманом в самом финале «Шепотов и криков», когда все три сестры оказываются на одних качелях, а раскачивает их служанка Анна. Анна, таким образом, и служанка, отвечающая за все в этом доме, и духовный пастырь (вместо священника она находится рядом с умирающей), и ясновидица, вхожая в иные миры, и заступница людей перед Богом (молитва в первой трети фильма).

 14 июля Ингмару Бергману исполнилось бы 105 лет. По этому поводу собрали для вас 12 его главных фильмов.-7

«Осенняя соната». Смысл картины, как нам кажется, полностью покрывают слова самого режиссера: «Ненависть сцементировалась: дочь не может простить мать. Мать не может простить дочь. Прощение — в руках больной девочки». Кроме самого фильма вы здесь найдете и сценарий к нему.

 14 июля Ингмару Бергману исполнилось бы 105 лет. По этому поводу собрали для вас 12 его главных фильмов.-8

«Девичий источник». Юную девушку насилуют и убивают. Ее отец-христианин жестоко мстит, понимая при этом всю радикальную нехристианскость мести, понимая, что, совершая месть, он отпадает от Бога. «Подставь другую щеку» — вся трагедия этой заповеди в мире, где дочерей насилуют и убивают.

Критик М. Брашинский писал в статье «Опороченный источник», в частности, следующее:

Озабоченный моральными дилеммами Бергман отдал свою боль и свое видение отцу (М. фон Сюдов), в свою очередь раздвоенному между отвергнутым языческим богом и непонятным Богом христианским. В черно-белом «Девичьем источнике» властвует дихотомия. Убитая по дороге к мессе белокурая девственница католичка Карин противопоставлена темноволосой беременной язычнице Ингери. Последняя остается жить, чтобы оплакать и, возможно, обратиться. Хотя убийцы — безбожники, Бергман упорно настаивает на нехристианском характере мести. Таким образом, «Девичий источник» выглядит историей потерянной и обретенной через покаяние веры. […] Мир «Девичьего источника» сотворен из дерева и холста. Огонь и вода сражаются за человеческую душу. Этот мир не знает середины, и ею обитатели не знают компромиссов. Дождь предвещает всемирный потоп, а отдельное увечье влечет за собой кровопролитие. Этот мир снят Свеном Нюквистом строго фронтально, он населен воронами и лесными духами, он полон знаков и позволяет природе говорить с человеком. В нем нет ничего важнее ритуала. Фильм, легендарное время которого простирается от восхода до восхода, начинается с костра и молитвы Одину и кончается молитвой христианскому Богу. Между двумя молитвами мы видим один из самых потрясающих ритуалов, когда-либо снятых в кино: омовение отца перед жертвенным убийством. Отец хочет стать христианином, но первобытный языческий мир ему противится. Иначе этот мир можно определить как мифологический — в пространстве мифа идеально сходятся все измерения «Девичьего источника».

Отец в «Источнике» говорит Богу:

Ты видел это. Господи, Ты видел это. Смерть ребенка невинного и месть мою. Ты позволил это. Я не понимаю Тебя. Я не понимаю Тебя. И все же я прошу у Тебя прощения. Я не знаю, как мне еще успокоиться, примириться с тем, что своими руками я сделал. Я не знаю, как жить по-другому.

 14 июля Ингмару Бергману исполнилось бы 105 лет. По этому поводу собрали для вас 12 его главных фильмов.-9

«Сцены из супружеской жизни» — может быть, лучший фильм о браке. Первоначально телевизионный мини-сериал, один из центральных фильмов Бергмана. Шесть сцен из двадцатилетней жизни супругов. Благополучная жизнь семьи разрушается под действием аборта, лицемерия, неверности. Однако в последней «сцене» супруги получают второй шанс. Здесь мы разместили как прокатную, так и телевизионную версии фильма.

 14 июля Ингмару Бергману исполнилось бы 105 лет. По этому поводу собрали для вас 12 его главных фильмов.-10

«Фанни и Александр» — один из лучших фильмов Бергмана (первоначально телевизионный мини-сериал). Два ребенка — Фанни и Александр — из-за смерти отца лишаются своего райского детства и ввергаются в водоворот жестокого мира. Как говорится в фильме:

Мир — это разбойничий притон, над которым опускается ночь. Скоро наступит время воров и убийц. Зло освобождается от своих оков и как бешеная собака набрасывается на мир. Все мы будем отравлены, все без исключения, — и мы, Экдали, и все остальные. Никто не спасется, ни Хелена Виктория, ни малышка Аврора, сидящая на коленях у Аманды. (Плачет.) Так будет.

Смерть отца, потеря рая, падший мир, страдающая невинность и слабость… В конце, однако, — пир, трапеза любви.

Здесь представлены прокатная и телевизионная версии фильма «Фанни и Александр» и сценарий фильма.

 14 июля Ингмару Бергману исполнилось бы 105 лет. По этому поводу собрали для вас 12 его главных фильмов.-11

И неожиданно: экранизация Честертона«Лицо». «Магия» — единственная пьеса Честертона. Любимая — Бергмана. В город, населенный филистерами и лжецами, приезжает группа фокусников. Город «в волшебство не верит». Фокуснику придется доказать, что его магия — подлинна.

Фокусник: Мы начали с волшебной сказки. Но есть ли у меня право воспользоваться этой волшебной сказкой? Разве эта волшебная сказка не подошла к концу раз и навсегда?

Патриция: Да. Эта волшебная сказка раз и навсегда подошла к концу. (Смотрит на него слегка загадочно). Очень трудно закончить волшебную сказку. Если вы оставите ее в покое, она будет тянуться бесконечно. Наша волшебная сказка закончилась тем единственным способом, которым может закончиться волшебная сказка. Этот единственный способ таков — волшебная сказка теперь уже не волшебная сказка.

Фокусник: Я не понимаю вас.

Патриция: Она стала явью».

Раздел Бергмана — кажется, почти все фильмы и книги шведского режиссера, доступные в Рунете.

Автор статьи: Владимир Шалларь
Редактор медиатеки «Предание.Ру»

Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!


Портал «Предание» и благотворительный фонд «Предание» — это прежде всего люди. Без людей сайт не будет обновляться, не будут исправляться ошибки и постепенно всё пропадёт. Без людей некому будет собирать просьбы от нуждающихся, некому будет отсеивать мошенников, некому будет договариваться с больницами и аптеками. И нуждающиеся останутся без помощи.

Сотрудники «Предания» не наследники богатых состояний, не рантье и не владельцы бизнесов. Среди нас несколько многодетных родителей, некоторые снимают жильё, некоторые живут там, где идёт война. Почти у всех есть семьи. Почти все мы живём почти на грани бедности.

Мы не хотим бросать наше дело из-за того, что нам нужно как-то выживать. Но мы НИЧЕГО не сможем, если у нас не будет поддержки, если мы не будем знать, что завтра мы не окажемся без зарплат и с семьями на руках. Нам нужен завтрашний день, и никто, кроме вас, не может его дать.

Просто подпишитесь на регулярное пожертвование.
Пусть даже небольшое,
но регулярное.