Найти тему
Страницы истории

Как Анна Лопухина предавала своего «рыцаря» - императора Павла I

Восторженная и чувствительная Анна Лопухина стала для императора Павла I настоящей «дамой сердца» - в духе рыцарских представлений императора.

Ссылка на первую часть статьи в конце публикации.

Анна, будучи уже госпожой Лопухиной-Гагариной, сохранила звание камер-фрейлины и получила в Михайловском замке свои апартаменты. Из покоев Павла Петровича туда вела потайная дверь, и практически каждый вечер после ужина император навещал свою официальную фаворитку.

Почти три года она была для императора самым близким человеком. И при этом она, зная о заговоре, не предупредила его об опасности. Почему?

Кадр из сериала "Бедный, бедный Павел. 2003 год
Кадр из сериала "Бедный, бедный Павел. 2003 год

Степень вовлеченности Лопухиной-Гагариной в заговор не ясна. Ясно только, что она была в курсе готовящихся перемен. Об этом свидетельствуют воспоминания принца Евгения Вюртембергского.

В конце января в Петербург по приглашению императора прибыл принц Евгений Вюртембергский, племянник императрицы Марии Фёдоровны. Павел Петрович принял тринадцатилетнего юношу очень сердечно. Поползли разговоры, что император желает «усыновить» юного принца, а наследника Александра и других сыновей «заточить в темницу». Ничего не подозревающий молодой человек оказался неожиданно для себя в эпицентре событий, а члены императорской семьи стали относиться к нему крайне холодно.

Принц Евгений Вюртембергский
Принц Евгений Вюртембергский

Спустя всего три года, фактически, «по горячим следам», Евгений Вюртембергский написал воспоминания о своем пребывании в Петербурге и описал свои впечатления о происходящих накануне убийства императора событиях.

Как вспоминал принц Вюртембергский, на одном из приемов он познакомился

«…с очень красивой особой… про которую утверждали, что ей покровительствует император».

Дама, которая произвела на юношу впечатление, была Анна Лопухина-Гагарина, официальная фаворитка Павла I.

Последующие события носили для принца загадочный характер. В другой раз красавица пригласила его присесть рядом. Она завела разговор, который трудно было назвать светской беседой. Лопухина предложила принцу не просто дружбу. Она, намекая на грядущие события, произнесла непонятное тогда для юноши, таинственное предупреждение:

«Мы живём в такое тяжелое время, когда самые блестящие надежды бывают обманчивы и самые ревностные наши покровители становятся опасны».

Что конкретно имела в виду красавица, обращаясь к юноше, ему было не понятно. Но ясно ему было одно: общим покровителем в то время и для него, и для Анны Лопухиной-Гагариной был император Павел.

Это была не единственная их таинственная беседа. В следующий раз они встретились в придворной церкви. Там Лопухина опять завела разговор - совершенно неуместный для церкви. Она вдруг начала рассказывать принцу Евгению о судьбе английских принцев, которых король Ричард III приказал заточить в подвалах Тауэра. К чему бы это? На что-то намекала? А потом начала нахваливать Великого князя Александра Павловича. В итоге она призвала смотреть на того как на спасителя и завершила беседу многозначительной фразой:

«Если когда-либо Вам понадобится приют, то Вы найдёте его у меня».

Для принца Евгения все это было очень странным. Он еще был очень юн, он приехал в Россию не так давно и еще абсолютно не проникся атмосферой придворной жизни с ее интригами. Тем более, его встретили так настороженно. И хотя он не знал о том, что многие из придворных желали императору Павлу Петровичу погибели, он интуитивно чувствовал, что «…вокруг нарастает напряжение и общее беспокойство».

Анна Лопухина-Гагарина
Анна Лопухина-Гагарина

И еще одна встреча была у принца с его русской покровительницей. И произошла она 10 марта 1801 года - за день до убийства императора.

В Михайловском замке давали концерт. Лопухина, «на глазах которой блестели слёзы», проходя мимо шепнула Евгению Вюртембергскому, чтобы после ужина он пришел на встречу в назначенное место. Встреча состоялась, и была она не менее странной, чем предыдущие. Принц описывает ее так:

«Я нашёл мою молодую приятельницу при выходе из столовой в одном из скудно освещенных коридоров… Она крепко схватила меня за руки, поцеловав в лоб, а затем довольно пылко заключила меня в объятия и воскликнула: «О Вас позаботятся, Господь не оставит нас, не забывайте меня». Это были последние слова, больше я её никогда не видел».

Таким образом, получается, что Анна Лопухина-Гагарина была в курсе готовящегося переворота. Вряд ли она сама, ни с того, ни с сего, решила предупредить принца о предстоящих событиях или решила вести свою игру – для этого она была слишком недалекой. Скорее, это было сделано по поручению руководителя заговора - графа Палена.

Можно предположить, конечно, что принц Евгений Вюртембергский всю эту историю сочинил. Например, чтобы поднять свой авторитет. Но дело в том, что принц писал свои воспоминания не для других – это были его дневниковые записи, и опубликованы они были лишь после его смерти.

Павел Петрович, воспитанный на рыцарских идеалах, вознес свою «даму сердца» на пьедестал как чистое, искреннее существо. Но, похоже, он ошибся – как и в тех, кто его окружал. А тех, кто действительно его искренне любил и поддерживал, из-за интриг тех, кого считал своими друзьями, он удалил от себя.

Кадр из сериала "Бедный, бедный Павел. 2003 год
Кадр из сериала "Бедный, бедный Павел. 2003 год

Что заставила княгиню Анну Лопухину-Гагарину пойти против человека, от которого она видела столько добра, который вознес ее выше всех и одаривал благами и ее, и всю ее семью? Как она оказалась в числе причастных к заговору? Неужели действительно не любила? Неужели просто терпела ради своего благополучия и даров? Неужели не понимала, что с гибелью императора Павла I она может всего лишиться? Рассчитывала на нового покровителя? Но, как и других заговорщиков, Александр I не осыпал ее своими милостями.

Первая часть статьи об Анне Лопухиной и ее отношениях с императором Павлом I: