Борис Хлебников вновь обратился к производственной драме, скрестил её с фильмом-катастрофой. Но это только каркас жанрового парохода, а на борту у него печальная история, не потерявшая актуальность со времен романа Георгия Владимова «Три минуты молчания» 1969 года, на основе которого снята картина.
Новички Никита (Макар Хлебников, сын режиссера Бориса Хлебникова) и Максим (Олег Савостюк) поступают на борт старого рыбацкого парохода «Снегирь», в команде которого какие-то маргинальные мужики.
Геннадий (Александр Робак), недоволен тем, что практикантов поставили в его дежурство (в приятельском кино он позже должен подобреть, фильм некоторое время играет по этим законам), и Юрок (Тимофей Трибунцев), которого молодежь с ходу начала троллить.
У Геннадия отношения с пацанами дерганные, конфликты наставника и учеников смешиваются с проблемой отцов и детей. Юрок тоже проявляет себя: задирает, устраивает жесткие розыгрыши.
Возникает и ссора между новичками. Казалось бы, дела житейские, производственная драма ведь, но атмосфера суровой школы взросления тут не самоцель. Да и нормального взросления, формирования полноценной личности в итоге не выходит. Как и в книге Владимова.
Потому что в условиях общей непродуктивности этой команды шапкозакидателей может вырасти только новый персонаж со сбитой планкой профессиональной и личностной самоидентификации, только такой приживется на этом пароходе. Они, конечно, в чем-то разные (и Хлебников мастерски портретирует членов команды), но в ключевых моментах они все в одной лодке.
Через час действие резко мрачнеет. И не от разгула стихии, а в результате обычной российской безалаберности.
«Самим не стремно в море выходить? Прикинь, отчалить не могут. Как они причаливать будут?» – в первых кадрах молодежь удивлена тому, как криво и несогласованно работают члены команды парохода.
Когда стихия разгуляется, начнется традиционное национальное геройское преодоление внешних сложностей, которые во многом сами и вызвали (саркастическая аллегория – случай с повреждением норвежской яхты), чтобы на время забыться и не думать о внутренних проблемах на качающейся во всех смыслах лодке.
Борис Хлебников в первом фильме «Свободное плавание» (2006) показал баржу, команда которой кустарно, на технологиях из барахла и палок, все-таки пытается работать. Этот образ выглядел сдержанно оптимистичным, хоть и наивным и смешным.
– Такая машина одна в целом мире. Люди ее с берега на фото снимают.
– Потому что денег нет купить нормальную.
Теперь оптимизма меньше. Самоизолированный мир траулера заражает новичков своей непродуктивностью или ломает тех, кто не поддается или планирует «свалить». Кстати, фильм Хлебникова удивительно созвучен другому вольному осмыслению классики – «Наводнение» Ивана И. Твердовского по рассказу Евгения Замятина.
Такому обществу для самоуважения и закрепления стропов нужны кратковременные мобилизация и подвиг. Которые все спишут, если вовремя подправить историю. Чтобы забылось, как и почему «заблудились» на чужой территории, что там натворили, и что на самом деле произошло с тем, кто высовывался.
Этот мир вряд ли нормальная промплощадка, но Хлебников хорош в создании профессиональной среды, в работе с производственными деталями (уже на инструктаже Юрок заваливает молодых корабельными байками, затем плотное погружение в профессию). Великолепно выдержанная стилистика производственной драмы просто помогает режиссеру сказать нечто большее.
– Вот каждый раз, когда мы тонем, ты разводишь свои панические настроения. Может, тебе профессию поменять?
Автор не занимается сочинением полит-памфлетов, метафорический слой тут точный, но ненавязчивый, не лобовой. Ключевые аллегории прямо не отсылают к какой-то конкретной ситуации из жизни страны, как было в фильме «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, например.
При желании экранное «героическое» оправдание созданных проблем и бед можно считать созвучным ситуации во внешней политике или в здравоохранении, оптимизацию которого критиковала «Аритмия», или в решении проблем с летними пожарами, или просто в госпопулизме.
Автор не пытается антиутопически обобщенно пародировать устройство общества или делать объемные высказывания о загадочной русской душе. Он просто показывает некоторые особенности национальной рыбалки, так сказать, просто пару-тройку характерных черт.
Эти черты, конечно, не эксклюзивно наши, еще недавно раздувавшаяся якобы героика действий Запада вокруг Ближнего Востока, например, из той же серии. Просто это российское кино, и такая вот самокритика. Конечно, это одна из сильнейших отечественных драм последнего десятилетия. И одно из лучших в мире авторских высказываний среди фильмов-катастроф о выживании на море.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!