«За то, чтобы хотя бы 1953-й принес нам вздох облегчения». Новый фильм Андрея Смирнова посвящен переломному моменту, связанному со смертью Сталина. История страны дана через жизнь семьи Петкевичей и других обитателей московской коммуналки. Сверхзадача выражена фразой главной героини: «Выжить в этой жуткой стране можно только любовью». А фильм о том, как сохранить достоинство во времена, которые не выбирают.
Действие начинается в Москве, в октябре 1952 года, после XIX съезда КПСС. В огромной коммуналке на Большой Пироговке живет семья Петкевичей. Ариадна (Юлия Снигирь) с мужем Борисом (Александр Устюгов), ее родители – профессор философии Павел Казимирович (Андрей Смоляков) с женой Ангелиной Федоровной (Ирина Розанова).
До смерти Сталина осталось несколько месяцев. За это время семье и ее окружению придется пройти массу проблем: борьба с космополитизмом (за этим словом часто пряталось явление, официально афишировать которое власти многонационального СССР стеснялись); «дело врачей», касающееся жителя коммуналки доктора Дорфмана (Леонид Ярмольник); тотальное доносительство... Фронтовик Василий страдает от того, что после плена не считается полноценным гражданином. Друг семьи из театра жалуется, что снова запретили играть джаз...
Фильм не про тех, кто «написал четыре миллиона доносов», а про хороших людей, которые в темные времена сумели остаться светлыми, сохранили достоинство, человечность и просто способность думать головой. В их числе сотрудница издательства Зина (Ксения Раппопорт), саксофонист Гриша и даже офицер МГБ, герой Александра Кузнецова. В общем, кино о таких людях, какими и в сегодняшней стране оставаться непросто.
Режиссер Андрей Смирнов в постсоветские времена весьма критичен к истории СССР (при том, что во времена Союза снял один из лучших фильмов про ВОВ «Белорусский вокзал» и оптимистичную производственную драму про строителей панелек «Верой и правдой»).
В этом веке он сделал жесткий фильм про первые годы советской власти «Жила-была одна баба» и холодноватое кино про оттепель «Француз», с изрядной долей жутковатых воспоминаний о сталинизме. А теперь кино, проходящее почти по границе сталинского и хрущевского периодов.
«За нас с вами» постановочно солиднее «Француза». Крепкая драматургия старой школы. Фильм благородно нетороплив, идет два с половиной часа, позволяет всем высказаться, излить душу, поспорить, вспомнить о важном. Классная социальная и семейная драма про людей и страну. «Француз» был изрядно антиутопичным памфлетом, что понравится не каждому, а тут более серьезный кинороман.
Хорошо, кстати, что фильм цветной. И не сюнюшный, а нормальный, хотя можно было еще ярче, при позднем Сталине американцев не любили, но на «Кодак» снимали.
При всей общей антисоветской заряженности кино Смирнова, в некоторых местах он, возможно, не всегда намеренно, допускает дискуссию. Например, антисоциалистические философские речи героя Андрея Смолякова через 70 лет звучат уже не так, как в период торжества ельцинизма. Времена-то изменились, европейцы потихоньку внедряют социалистические наработки, хоть и пришли к ним через неолиберализм.
Есть и разговоры о войне и цене, что была за нее уплачена. «А ведь можно было бы такую же цену заплатить... И проиграть», – говорит оппонент Павла Казимировича. Сложно спорить.
А вот рассуждения Павла Казимировича в новогоднюю ночь про формулу «Ты чего, особенный?» в качестве национальной идеологии во многом справедливы и сегодня. Как анекдот про русского, немца и француза на острове с финальными словами: «И тех двоих – обратно».
Да и со словами героини Юлии Снигирь про подавляющую страну и выживание только благодаря любви сложно спорить. Как и в принципе с художественной и гуманистической позицией Андрея Смирнова.
Вообще, странно писать эти строки. Осуждение сталинских репрессий, казалось бы, более полувека юридическая и общественная аксиома, реабилитации начались сразу после Сталина, еще в 50-е почти всех политических выпустили из лагерей, а число оправданных только к 1961 году превысило 700 тысяч, однако желающих реабилитации самого Сталина немало. Можно (и нужно, я уверен) ценить достижения СССР, сожалеть о его разрушении. Но не стоит забывать всё это.
При этом режиссер деликатен со зрителем. Он не долбит дешевой чернухой, не слагает памфлеты, не занимается историческим ликбезом. На такие постановки уже насмотрелись в 90-е.
Андрей Смирнов снимает жесткое, принципиальное, но большое и уравновешенное кино, которое не занимается ни лакировкой, ни злопыхательством, не разменивается на смакование из ряда вон выходящих гротескных кошмаров из серии «а вот еще был случай» (как делал Никита Михалков во вторых «Утомленных солнцем»), сторонится какой-либо конспирологии (этим недавно нагрешил фильм «Дорогие товарищи» Андрея Кончаловского).
В итоге это выглядит как один из лучших фильмов года и как достойный мейнстримный исторический фильм, который не только адекватен в отношении прошлого, но и актуален в сегодняшние непростые времена.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!