Переходим к самому интересному. Мы с вами поговорили о дислалии физиологической - когда нарушения звукопроизношения есть, но это нормально. Поговорили о дислалии функциональной - когда нарушения звукопроизношения нормальными уже не являются, но никакой органической, видимой глазом либо при специальных исследованиях причины у этих нарушений нет. Копать никуда особо не надо, звуки поставили и разошлись. Сегодня поговорим о той дислалии, которую исправлять без устранения причины можно годами, и далеко не всегда успешно.
Начнем, как обычно, с определения. Механическая (органическая) дислалия — форма речевой патологии, вызванная наличием дефектов строения артикуляционного аппарата.
Расшифровываем - есть нарушения звукопроизношения, связанные с тем, что анатомически и физиологически иначе невозможно. Так артикуляционный аппарат устроен. У собаки он устроен так, что она может только лаять, а никак не общаться при помощи человеческих звуков, а у героя нашей статьи губы, язык и прочее в этом самом аппарате сформированы так, что говорить он может, но странно. Что же за особенности строения такие.
Самая банальная и часто встречающаяся - наша любимая подъязычная складка или уздечка и другие аномалии строения языка и губ. Если упомянутая складка настолько коротка, что язык не в состоянии приподняться ни на сантиметр - такой ребенок говорить будет. Но в его речи точно не будет звука Р, и, возможно, всей группы шипящих - ш, ж, ч, щ. Что будет вместо этих звуков - л, й, с, ц... Сяпка, Зюк, Йиба. И так будет, пока причина не будет устранена. Звуки верхнего подъёма нижними или какими-либо ещё не станут, и заниматься, ставить эти звуки бесполезно, неприятно и даже больно. Пока не устранена причина. Короткая подъязычная складка - врождённая особенность анатомии, ребенок с ней рождается и никто не виноват, задача родителей вовремя распознать и устранить проблему.
Что ещё. Нарушения прикуса, дефекты зубного ряда и челюстей. Открытый, глубокий, перекрестный прикус, прогнатия и прогения, нарушения размера челюстей. В отличие от короткой уздечки, подобные нарушения могут быть как врождёнными, генетически обусловленными, либо следствием внутриутробных проблем, так и быть приобретенными прижизненно - о механизмах этого поговорим. При указанных аномалиях формируются специфические нарушения звукопроизношения - межзубное, боковое произнесение звуков.
Аномалии твердого и мягкого неба - слишком высокое, слишком низкое. Расщелины неба - немного другая история, носящая название ринолалии. Но в целом, по сути это та же механическая дислалия. Аномалии строения неба чаще всего врождённые. Нарушения звукопроизношения - часто заднеязычный вариант, либо носовой.
С врождёнными аномалиями в целом все ясно. Можно, конечно, долго рассуждать, виноват ли один бокальчик красного на третьей неделе беременности, либо гены троюродного дедушки. Ответа на этот вопрос вам никто не даст. По возможности устраняем причину и работаем над следствием. Как устраняем - хирургическое, ортодонтическое, возможно остеопатическое лечение. Когда причину устранить невозможно, работаем над следствием. Часто механическая дислалия - состояние пожизненное, если причина все же не устранена. Но над качеством речи можно и нужно поработать во всех случаях.
Теперь переходим к самому-самому интересному - к приобретенным причинам механической дислалии. К тем случаям, когда родился обычным, а потом анатомия куда-то поплыла, а за ней следом и звукопроизношение. Куда же она поплыла и почему. К счастью, никаким вредоносным факторам среды не под силу сформировать, например, расщелину в твердом небе. Но всевозможные аномалии прикуса и зубного ряда - пожалуйста, сколько угодно. Более того, став однажды приобретенными у вашего сына или дочери, они рискуют стать врождёнными у ваших внуков и правнуков - почитайте про эпигенетику. Но в эти дебри я в рамках этой статьи не полезу, а вот про средовые факторы формирования этих аномалий поговорим.
Для начала полезно понять, что язык это мышечный орган. Не самый сильный в организме, это миф хотя бы потому, что язык - не одна мышца, и не очень понятно какую именно измеряли. Никто и не измерял, на самом деле. Но сильный, факт. Очень сильный.
Многие этот факт знают, но немногие понимают на практике и верят - в конце концов орехи колоть языком уж точно не получится, а значит не такой и сильный? Орехи да, пожалуй не выйдет, а вот серьёзно изменить внешний вид человека - да сколько угодно. Я знакома с одной взрослой девушкой - тяжёлым инвалидом, выросшей в детском доме и от невнимания к ней сформировавшей устойчивую привычку упираться языком в щеку. Лицо этой девушки выраженно асимметрично, челюсть с одной стороны визуально значительно больше, чем с другой. У большинства детей с тяжёлым ДЦП, или мышечной дистрофией, которые в младенчестве внешне никак не выделяются, с возрастом формируется специфический тип лица с недоразвитой нижней челюстью, сильно выступающими вперёд верхними резцами, уплощенным рельефом. То же часто происходит с детьми с дизартрией, не имеющими диагноза ДЦП. Менее выраженно, но происходит. Было межзубное произношение звуков, толкал язык все время зубы и в покое, и при речи - получите выдвижение верхних резцов. Было боковое - готов асимметричный прикус. Дети с дизартрией после того, как даже перестанут быть клиентами логопеда - почти всегда клиенты ортодонта. И - сейчас логопедический парадокс изреку, но очень логичный - дизартрия часто является причиной механической дислалии. Вот просто потому что.
Поехали дальше. Дизартрия и ДЦП тоже история такая - либо есть, либо нет. Случилось, никто не виноват. Информируемся, занимаемся, лечимся. Никто не виноват и тогда, когда у ребенка, например, врождённая гипоплазия эмали. Когда растут и буквально на глазах рассасываются молочные зубы. Начинают болеть, разрушаться, такие зубы очень сложно и часто безуспешно лечат, и потом все равно удаляют. С одной стороны, постоянные зубы конечно вырастут, и вырастут чаще всего здоровыми - эмаль молочных зубов формируется внутриутробно, и вредоносный фактор, повлиявший в беременность, на постоянных зубах не сказался. С другой - челюсть формируется в тех условиях, в которые поставлена, когда зубы через один. Часто не вырастает достаточно, постоянные зубы растут кучей, какие-то не прорезаются, какие-то наезжают друг на друга. В таких условиях тоже возможна механическая дислалия, если у вашего ребенка такая проблема, обязательно наблюдение ортодонта и коррекция при необходимости.
Но бывают и такие случаи, когда ребенок изначально абсолютно здоров, но механическая дислалия у него все же сформировалась. Нарушилась физиология, за ней - анатомия, и, наконец, сформировалась механическая дислалия. Чаще всего причина - неправильная организация питания и вредные привычки. Давайте по ним пробежимся быстренько и по порядку.
Грудное вскармливание. Не вредит, никогда. Практически аксиома. За исключением случая, которым любят пугать, но который я на практике ни разу в жизни не наблюдала - когда, грубо говоря, до школы без прикорма кормят. Если грудное молоко остаётся основной пищей ребенка старше года, тут не только механическая дислалия, тут привет от всех органов и систем организма последует, включая головушку, но, повторюсь, ни разу в жизни такого не встречала. На зубы ночные кормления тоже никакого влияния не оказывают, давно уже все исследовали, наоборот, факторы защиты эмали имеются.
Искусственное. В современном мире тоже чаще история безвредная. Все давно пользуются ортодонтическими сосками и вовремя переходят с бутылки на поильник и так далее. Но вот зубы, если после года продолжать ночью сосать бутылку и их не чистить, могут помахать нам ручкой со всеми вышеперечисленными вытекающими и механической дислалией в том числе.
Самое интересное - это прикорм. В курсе "Как устроен ребенок" у меня на эту тему часовая лекция. В этой же статье я просто скажу, что сензитивный, то есть чувствительный период для обучения ребенка жеванию - 6-10 месяцев. Период, в который ребенок начнет жевать сам и не надо его учить, достаточно лишь создать условия. А если в этот период он жевать не начал, его будет очень трудно научить потом, раз, и органы его артикуляционного аппарата будут формироваться неправильно, два. А теперь давайте зайдем в любой детский мир и посмотрим на стройные ряды баночек с пюре, которыми предлагается кормить ребенка до года-полутора. На этом умолкаю, за подробностями можно пройти в курс.
Теперь соска, кошмар всех педиатров, стоматологов, ортодонтов и гв-консультантов. Приходишь к любому врачу с годовалым малышом, и от любого слышишь совет - немедленно выкиньте соску!!! Угу, годовасику это объясните. Вообще соска, конечно же, страшная сила. Сформировать неправильный прикус - может. Неправильное положение языка - легко. Заднеязычное, например, произношение на годы - да запросто. Как этого избежать - да тоже довольно просто. Если ребенок очень привязан к соске, резко отнять ее будет плохой идеей хотя бы потому, что взамен соски может выступить палец, который всегда с собой - как от него отучать будете? А последствия те же. Если же представить что соска - это грудь матери, проблемы рассосутся сами собой. Сосет ли ребенок грудь матери часами? Нет! У самой жертвенной матери есть свои дела. Сосет ли всю ночь? Нет, особенно после года. Перед сном, после сна, в каких-то экстремальных ситуациях, не на улице при всех, не в магазине, не в период бодрствования вообще... Вот если ваш ребенок будет получать соску как грудь, в таком же режиме, а не мотаться с ней в углу рта 24/7 - и проблем не будет ни с речью, ни с анатомией.
Вот такая интересная механическая дислалия.
Автор статьи Ольга Мордашова , логопед, дефектолог , поведенческий специалист.