Найти тему
ОЛЬГА САВЕЛЬЕВА (ПОПУТЧИЦА)

Им не для кого взрослеть

- А почему у него всё время дёргаются руки? - спросила я. 

На кровати лежит мальчик и всё время поднимает руки и опускает. Поднимает - и опускает. И иногда сжимает в кулачок.

- Это тяжёлый ребёнок, он ходить не может. А на группу из восьми-девяти таких вот тяжелых детей - одна нянечка всего. Вот он просто и лежит весь день. Из событий дня - еда. И смена памперса. И вот он так, дёргая руками, расходует энергию, - рассказывает директор детского дома. - Энергию жизни... Надо же её куда-то деть... Это такая, ну... самозанятость. 

Его кулачок долго потом стоял перед глазами. А я теперь всё время думаю о жизненной энергии, которая есть в каждом человеке. 

И которую мы сами выбираем, на что тратить. Кто-то лечит людей. Кто-то копает картошку. Кто-то едет на велосипеде.

А у кого-то - вот как у этого мальчика - каждый день состоит из созерцания потолка, а из доступных ему активностей - сжатый кулачок.

И про другого мальчика я спросила у директора. И она рассказала.

- Да, я тоже на него внимание сразу обратила. У него раньше лицо такое было... будто ему больно... Потом стало понятно: ему и было больно. У него зубы сгнили все. Были пеньки одни во рту. Надо лечить. Но такие дети никогда не откроют рот и не будут сидеть смирно в кресле стоматолога. Им нужно зубы лечить под наркозом. А это проблема: лечение зубов под наркозом не входит в ОМС, надо договариваться с больницами, требовать, добиваться. Раньше этим никто не занимался. Дети жили в постоянной зубной боли, и ничего не делалось... Только сейчас вот мы начали...

 Я чувствую отчаяние. Дети не должны жить в эпицентре зубной боли годами. Хочется немедленно что-то менять, но как? 

И контрольный выстрел - фраза директора: 

- Это, кстати, общая проблема... Тут детей, у которых с зубами порядок, практически не было...

- А сколько детей всего?

- 101.

Это я недавно побывала в детском доме-интернате. Там живут дети, у которых умственная отсталость, ментальные проблемы или тяжелые множественные нарушения развития. 

Это сложные дети, со сложными судьбами, и у них совсем другая жизнь, о которой мы знаем, на самом деле, очень мало. Жизнь-нежизнь. 

И даже то, что знаем, стало возможным узнать благодаря тому, что всегда закрытые двери детских домов и психоневрологических интернатов сейчас понемногу стали приоткрываться. Отдельные учреждения - не все - пустили внутрь.

 И мы туда заглянули. И вошли. И отпрягули. Ох. Как же это всё страшно. 

Я приехала в детский дом в солнечный день. Мы гуляли с детьми на площадке, а потом пришло время обеда, и мы направились к зданию детдома. Кто-то открыл изнутри двери, а внутри - темно. Ну, нет света, нет окон, темный холл.

 

И это было так символично: дети заходили внутрь, освещённые солнцем, и их как бы поглощала тьма. А директор стояла рядом, проследила мой взгляд, расшифровала его и вздохнула: "Это еще лето.... Цветочки, деревья. Зимой - полное ощущение, что тут тюрьма и безнадёга".

Я морально долго решалась на эту поездку. Я эмоциональный человек, я знаю, что эти дети будут мне сниться.

Но знать, что там, за дверями детских домов и интернатов, необходимо.

 Потому что там живут люди, которые сами за себя постоять не могут. А вдруг им нужна помощь? А как проходит их вторник? Что у них на обед? Во что они одеты? 

Этот вот конкретный директор - за открытость. За "приходите, смотрите, участвуйте". За "откройте глаза", за "давайте вместе что-то менять".

Эти дети не виноваты, что у них такие диагнозы и такая жизнь. И мы с вами не виноваты - это же не наши дети, правда?

Им же построили детские дома и интернаты - вот и пусть они там... варятся в собственном соку. Мы тут причем? 

Чьи-то больные дети - это же не наши проблемы, правда? Или... наши?

Мне кажется, человечность - это когда тебе не всё равно. Даже если это касается чужого ребенка, который, возможно, не сохранный, и не понимает, зачем ему рука или нога. А тебе всё равно - не плевать.

Потом я писала статью про них, и упомянула в тексте, что в детдоме - 101 ребенок. А Женя, директор, исправила цифру 101 на 100.

- Жень, было же 101. Я помню.

- Один отмучился.

Отмучился. Пришёл человечек в этот мир, помучился тут и отмучился. 

Говорят, только в русском языке есть такой глагол...

Сейчас хотят принять новые поправки в закон "О психиатрической помощи". 

Там сложно вникнуть обывателю, но самое страшное в двух словах: если примут эти поправки, то станет невозможным создание независимых служб защиты прав людей с психическими нарушениями.

Я честно не понимаю, почему.

Законодатели считают, что не нужно защищать этих людей? Они защищены, счастливы и всем довольны?

Ну, ведь мы же все понимаем, что это не так.

Если поправки примут, всё, что робко открывалось, всё, что казалось становится более прозрачным, и появляется хотя бы пунктирный план, как изменить к лучшему эту жизнь-нежизнь детей и взрослых в ПНИ и ДДИ, опять закроется. Захлопнется. Заколотится крест-накрест. 

Система станет опять закрытой. 

Как будто нам говорят: "Так, идите, мы здесь сами... Тут все норм, ваша помощь не нужна..."

Ну, правда, это даже подозрительно. Зачем отталкивать тех, кто хочет помочь? 

Зачем перед ними закрывать двери?

Что там , за дверями этими?

Говорят: "Поправки нужны на благо". На чьё благо? Тех, кто живёт в боли, смотрит на потолок, сжимает кулачки и это весь доступный ему перечень опций из того, что мы называем жизнью?

72 тысячи человек и 126 организаций - не просто "мимо проходивших", а тех, кто в этих вопросах разбирается хорошо и глубоко - общественные деятели, сотрудники НКО, родители детей с инвалидностью, благотворители, юристы и все, кому не все равно, подписали письмо, что они против поправок.

Всегда кажется, что самое страшное нас не коснется. Но все те, кого коснулось, тоже ведь так думали. Что не коснётся.

Я все вижу ту картинку: как дети входят в детдом, и детей съедает тьма.

Но в реале было не так: я вошла внутрь за этими детьми, и увидела изнутри их жизнь. Ну, точнее то, что они вынуждены жить.

Она страшная, если примерять на себя, но они другой не знают. И они научились её жить. Им бы только не больно...

Я потратила немножко своей жизненной энергии, чтобы написать этот пост. Этот текст - мой кулачок, сжатый в бессильном отчаянии. 

Я хочу, чтобы дети и взрослые с ментальными особенностями жили, а не мучались. 

Почитайте, пожалуйста, подробности под ссылкой. И подпишите, если согласны.

Вот ссылка для всех, кто с нами.

Приложу к посту фото Это я его сделала в тот день. На нем - мальчик. Это совершеннолетний мальчик. Я даже не поверила сначала, уточнила у директора: "Совершеннолетний?"

А директор кивнула и добавила: "Да. Такими становятся дети, когда им не для кого взрослеть..."

Мальчик
Мальчик