Найти в Дзене
LANASKINO

Двадцать дней без войны

Оглавление

Откровенный и очень человечный советский фильм 1976 года о личной жизни в эпоху Великой Отечественной войны от режиссера Алексея Германа ("Проверка на дорогах", "Мой друг Иван Лапшин")

О чем кино?

Кадр из фильма "Двадцать дней без войны" / Кинориум
Кадр из фильма "Двадцать дней без войны" / Кинориум

Герой Никулина - писатель Лопатин - приезжает с фронта в Ташкент в отпуск и с поручением побыть консультантом для военного фильма, да и повидать жену погибшего товарища. Есть и личный мотив - его жена подала на развод, он должен подписать самолично бумаги. В городе он встречает женщину по имени Нина (Гурченко) и между ними быстро появляется взаимная симпатия, стремительно перешедшая в любовь.

Кадр из фильма "Двадцать дней без войны" / Кинориум
Кадр из фильма "Двадцать дней без войны" / Кинориум

Фильм снят по роману Константина Симонова (который сам был военным корреспондентом и в ленте читает текст от автора) "Так называемая личная жизнь". Сам Симонов был вовлечен в кинопроизводство: он лично выбрал режиссера и настоял на Юрии Никулине (да и, пожалуй, убедил его) в роли Лопатина.

Кино замечательное по многим причинам:

Во-первых, оно очень человечное.

Кадр из фильма "Двадцать дней без войны" / Кинориум
Кадр из фильма "Двадцать дней без войны" / Кинориум

Все персонажи, даже самые мимолетные, прописаны с большим вниманием.

Чего только стоят откровения в поезде героя в исполнении Алексея Петренко!

Кадр из фильма "Двадцать дней без войны" / Кинориум
Кадр из фильма "Двадцать дней без войны" / Кинориум

Или страх и растерянность молодого военного в конце фильма. Даже такой эпизод как беседа (скорее слушание) Лопатина с человеком на лестнице во время празднования Нового года, когда тот вспоминает ужасный эпизод во время войны, рассказан точно и жизненно.

Во-вторых, кино жизнелюбивое:

Кадр из фильма "Двадцать дней без войны" / Кинориум
Кадр из фильма "Двадцать дней без войны" / Кинориум

Видно, что людям тяжело, что обстановка мрачная, но жизнь все равно идет, хоть и со скрежетом. Фильм талантливо снят и внимателен к деталям.

В-третьих, сама любовная линия между Лопатиным и Ниной очень жизненная.

Кадр из фильма "Двадцать дней без войны" / Кинориум
Кадр из фильма "Двадцать дней без войны" / Кинориум

Они друг другу понравились, но когда Лопатина спешно отзывают из отпуска - все развивается стремительно, без лишних объяснений, но очень душевно.

И наконец, кино для меня объяснило популярность Симонова.

В конце фильма есть сцена в поле, где Лопатин загадывает на количество выстрелов счастье свое и Нины: вот будет три выстрела - и если после них все закончится, то все будет хорошо.

Кадр из фильма "Двадцать дней без войны" / Кинориум
Кадр из фильма "Двадцать дней без войны" / Кинориум

Наверное, Симонов давал людям, переживающим страх на фронте в такие "три выстрела" надежду своими словами, придавал минутам ужаса смысл: у каждого должна быть помощь пережить свои "три выстрела", чтобы потом все обязательно было хорошо.

Кадр из фильма "Двадцать дней без войны" / Кинориум
Кадр из фильма "Двадцать дней без войны" / Кинориум

Фильм так и завершается. И Лопатин искренне и с облегчением идет к своим спутникам, и они вместе возвращаются на опасную дорогу.

Хотя это и военный фильм, но он не о войне. Он даже и не антивоенный. Он про людей. Которые все равно живут: разводятся и сходятся, работают и отдыхают, печалятся и радуются. И надеются..