Главная проблема в изобразительной голографии, с которой столкнулись ученые, – это восстановление голографического изображения светом обычных осветительных приборов и технология тиражирования. В 1969 году Стив Бентон – американский специалист в области изобразительной голографии из Polaroid Research Laboratories разработал оригинальный способ записи голограмм, которые можно рассматривать в свете ламп накаливания. В принципе, это знакомые нам голограммы Лейта, но лишенные вертикального параллакса. Платой за утрату части информации стала реальной возможность рассматривать голографическое изображение без дорогостоящих лазеров.
Исходную голограмму (6) получают обычным способом по методу Лейта – Упатниекса, затем производят копирование голографического изображения, восстановленного через узкую горизонтальную щель (5) и цилиндрическую линзу (8), на вторую фотопластинку (9). Цилиндрическая линза в схеме записи радужной голограммы служит для получения благоприятных условий восстановления изображения на толстую галогенидосеребряную эмульсию
Дело в том, что эмульсии (толщина которых соизмерима с частотой интерференционной картины) эффективно восстанавливают изображение только сопряженным пучком света (в этом случае сходящимся). Здесь проявляются селективные свойства дифракции Брэгга, которые необходимо учитывать.
Картинку (2), восстановленную «радужной голограммой», мы видим через действительное изображение узкой щели, расположенной между глазами наблюдателя и голограммой. Если использовать восстанавливающий источник «белого» света (1), то щель растянется по вертикали в радугу непрерывного спектра. Красные лучи будут отклоняться сильнее, а синие меньше. (Цвета в «дифракционной радуге» расположены в обратном порядке, нежели при разложении света призмой.) Перед радужной голограммой всегда висит окно, через которое мы можем видеть горизонтальные ракурсы, окрашенные в один из цветов радуги.
Позднее Бентон развил метод «радужной голограммы» для восстановления цветных и даже черно–белых трехмерных изображений. Радужные голограммы Бентона, как правило, изготавливают на фоторезисте – фотоматериале, чувствительном к синей части спектра, на котором после проявления возникает рельеф, пропорциональный количеству света, попавшего в зону регистрации. (Там, где было много света, возникает возвышенность, а в темных участках появляются ямки). Пластинку с рельефом, повторяющим дифракционную картину, покрывают слоем хрома, а затем отделяют от голограммы.
Полученная таким образом рельефная металлическая матрица используется для изготовления множества копий – оттисков на лавсановой пленке, покрытой тонким отражающим слоем алюминия или на алюминиевой фольге. Рельефные голограммы еще называют «тонкими голограммами», т. к. эффект Брэгга у них не проявляется, и цилиндрическая линза (8) в схеме записи на фоторезисте будет не нужна. Радужные голограммы нам знакомы по голографическим печатям на документах, изображениям на акцизных марках и упаковках лицензионной продукции. Эти голограммы отличаются не только яркими изображениями, но и играют защитную роль, т.к. иногда содержат в себе скрытую информацию.