Найти тему
Про Аутизм

Откуда берутся мыши с симптомами аутизма в лабораториях?

Фото лабораторной мыши из открытых источников
Фото лабораторной мыши из открытых источников

Вы когда-нибудь задумывались, откуда берутся мыши с симптомами аутизма в лабораториях? На мышиных моделях аутизма проводят множество исследований. Но откуда они берутся?

Во-первых, мыши и крысы используются в различных исследованиях аутизма, потому что это очень социальные виды животных. На них хорошо заметно изменение социального поведения и коммуникации.

2 типа мышиных моделей аутизма:

  • Фармакологические (введение препаратов)
  • Генетические (лабораторное изменение генов)

Самый простой и быстрый способ, который позволяет получить мышей с симптомами аутизма, – инъекции пропионовой кислоты!

В организме некоторых людей с аутизмом обнаруживаются повышенные уровни пропионовой кислоты. У ученых возникла идея использовать ее для индукции симптомов аутизма у мышей. И это получилось! Вскоре после инъекции у мышей появляются маркеры нейровоспаления, оксидативного стресса, провоспалительных цитокинов. Уже через 5 дней после инъекции у мышей наблюдаются нарушения социального взаимодействия, коммуникации и другие симптомы аутизма.

Известно, что длительные инфекции, лечение антибиотиками, дисбиоз, способствуют росту пропионовой кислоты и липополисахаридов в организме, что может неблагоприятно сказаться на развитии нервной системы. В частности, пропионовая кислота вырабатывается клостридиями, о которых мы так много говорим при аутизме. Она также используется в качестве консерванта, при изготовлении пластмасс, медикаментов, гербицидов и др.веществ.

Еще один фармакологический способ – вальпроевая кислота. Но тут есть нюанс: ее нужно вводить беременной самке в определенный день беременности (на 12-й день) для повышения вероятности появления потомства с симптомами аутизма.

Вальпроевая кислота является средством для лечения эпилепсии, мигреней, биполярного расстройства. Применение этого медикамента повышает риск развития аутизма у людей и мышей. Среди детей, матери которых принимали вальпроат, у 10-15% развились симптомы аутизма. У таких детей (и мышей) наблюдается снижение числа нейронов, аномалии в развитии мозжечка, гиперактивность, дефицит внимания, симптомы аутизма.

В генетических мышиных моделях в лабораториях изменяют гены мышей. При изменениях в FMR1 получаются мыши с подобием синдрома Мартина-Белл, в MECP2 – мыши с подобием синдрома Ретта и др. У многих людей и мышей с этими генетическими синдромами развиваются симптомы аутизма. Например, при мутации MECP2 у мышей идет нормальное развитие до 16-й недели. А потом резко появляется необъяснимая тревожность и ухудшается социальное взаимодействие.

Как оценивают симптомы аутизма у мышей?

С помощью специально разработанных тестов оценивается, как мыши реагируют на запахи сородичей, как они подходят и сколько времени проводят со знакомыми и незнакомыми сородичами. Анализируются взаимные социальные взаимодействия, ультразвуковые вокализации, совместное гнездование, сексуальное поведение, забота о потомстве, агрессивное поведение, походка.

Аутичное поведение мышей оценивается по 3 направлениям:

1. Социальное взаимодействие (тесты «Трехкамерный лабиринт», «Социальный пятипопыточный», «Открытое поле», «Тест с перегородкой» и др.)

Для примера: тест с перегородкой. Ученые заметили, что в норме мыши очень активно ведут себя около перегородки, если за ней сидит незнакомый сородич. Для проведения теста клетку делят пополам прозрачной пластиковой или металлической с отверстиями перегородкой. Испытуемое животное помещается в один отсек. А за перегородку подсаживают незнакомого сородича. Причем испытуемое животное может видеть его, слышать и чувствовать запах. Ученые засекают время, которое испытуемое животное проводит около перегородки. Если это время значительно меньше, чем обычно, то это считается одним из признаков нарушения социального взаимодействия.

2. Коммуникация (регистрируется ультразвуковая вокализация мышей).

В разных ситуациях мыши издают сложные ультразвуковые сигналы, которые фиксируются специальными приборами. Например, если мышат в первые 2 недели жизни изолировать от матери, то у них в норме усиливается вокализация (как бы призыв о помощи). Уменьшение этой вокализации считается одним из признаков нарушенной коммуникации. У взрослых мышей используют другие критерии оценки ультразвуковых сигналов.

3. Стереотипное поведение (тесты «Закапывание шариков», «Аутогрумминг» и др.).

Для примера - тест на закапывание шариков. На подстилке из опилок раскладывают 20 стеклянных шариков и помещают в клетку испытуемое животное на 30 мин. После этого подсчитывают количество закопанных шариков.

По совокупности нарушений в этих 3-х сферах ученые оценивают наличие или отсутствие симптомов аутизма у мыши. В целом, почти как у людей, те же критерии для оценки.

Лично меня больше всего поражает пропионовая мышиная модель. Она наглядно демонстрирует, как воздействует на мозг банальный дисбиоз и т.п. простые вещи, которые многие отрицают, как фактор развития аутизма.

Что думаете по этому поводу?

Различные полезные материалы для скачивания

Мой Телеграм-канал

Группа ВКонтакте

Рекомендую также почитать:

"Клостридии при аутизме"

"Гиперактивность и стимы при аутизме"

"Подумаешь, токсины! Ну и что? Причем тут аутизм?"

"Плесень, микотоксины и аутизм"

"ХМС по Осипову: 10 часто встречающихся маркеров"

"Рис и мышьяк: что общего?"

"Подумаешь, кандида! Что в ней плохого? Причем здесь аутизм?"