Думаю, если и не все, то большинство читателей знают историю о том, как вдова генерал-майора А.А. Тучкова 4-го Маргарита Тучкова искала на Бородинском поле тело погибшего в сражении мужа. Ее поиски оказались бесплодными. Позже рядом с предполагаемым местом гибели мужа она основала Спасо-Бородинский монастырь.
Ниже расскажу схожую историю, из той же эпохи, но со счастливым концом.
Знаменитой битве при Ватерлоо, состоявшейся 18 июня 1815 г. и, как считается, положившей конец наполеоновским войнам (хотя в действительности менее значимые военные действия велись еще некоторое время), предшествовали два сражения 16 июня. У селения Линьи Наполеон во главе основных сил французской Северной армии сражался с пруссаками Блюхера, а одновременно чуть западнее, у перекрестка под названием Катр-Бра (Четыре руки) французская группировка под командованием маршала Нея пыталась отбросить англо-голландско-немецкие войска герцога Веллингтона, чтобы не дать им возможности прийти на помощь пруссакам.
Изначально Катр-Бра защищал лишь небольшой отряд голландской армии. Остальные силы англо-голландско-немецкой армии подходили к полю боя из Брюсселя постепенно, в течение дня и с марша вступали в сражение.
В рядах 2-го батальона английского 73-го пехотного полка к Катр-Бра подходил энсин (прапорщик) Томас Дикон. Дикон родился в 1788 г., то есть к моменту описываемых событий ему было 26-27 лет. С 1809 г. он был женат на Марте Энн, урожденной Дюррэн (Дюррэнд). В том же году у них родилась дочь Луиза, а в 1811 г. сын Чарльз Клементс. В июне 1815 г. Марта Дикон была на последнем сроке очередной беременности, тем не менее сопровождала мужа - вместе с детьми - в ходе военной кампании, конечно, не в строю части, а в полковом обозе.
Практически сразу после вступления 73-го пехотного полка в сражение Томас Дикон был тяжело ранен. Французская ружейная пуля перебила ему руку. Офицер оставил строй и отправился в тыл, чтобы найти жену, видимо, рассчитывая получить от нее первую помощь. Эффективность медицинской службы в оказании помощи раненым тогда во всех армиях была, мягко говоря, не на высоте, но в английской армии еще и уступала, например, французской, где главный хирург Ларрей оперировал прямо на поле боя. Англичане своих раненых в лучшем случае неспешно собирали и отправляли в Брюссель, и только там последние могли уже рассчитывать на осмотр доктором. Так что действия Дикона вполне логичны. Но в неразберихе сражения, которая наблюдалась и в тылу, жену ему найти не удалось. Постепенно ослабев от потери крови, Дикон упал на обочине какой-то дороги и так и остался там лежать. Ему повезло. С одной из повозок, везших раненых в Боюссель, его заметили, подобрали и вместе с остальными повезли в этот город. Там его осмотрели, перевязали и устроили в хорошем помещении.
Маршал Ней не смог выбить англо-голландцев с перекрестка Катр-Бра. К утру 17 июня войска противников находились на прежних позициях. Веллингтон ждал вестей от Блюхера. Лишь получив известие, что прусская армия, хотя и потерпела поражение, но не разбита, и отступает в северном направлении, герцог, чтобы не подвергнуться фланговому удару со стороны Наполеона, приказал своим войскам также постепенно сниматься и отступать на север – к долине, которой предстоит на следующий день стать всемирно известной.
Англичане и голландцы тем временем потихоньку собирали своих раненых. Среди них по полю прошедшего сражения ходила беременная женщина с двумя маленькими детьми. Еще вечером Марте сообщили о ранении мужа и, не увидев его среди раненых, которых на повозках везли в Брюссель, она отправилась искать его на самом поле битвы. Неизвестно, сколько она бродила по окружавшим перекресток Катр-Бра ржаным полям, но наконец кто-то рассказал ей, что Томаса Дикона все-таки уже увезли в Брюссель.
И тогда Марта вместе с детьми отправилась туда, где был ее муж – в Брюсель. Пешком. К сожалению, об этой части сюжета отсутствуют подробности, неизвестно, была ли в ее распоряжении в обозе собственная повозка, и если да, почему она ею не воспользовалась. Возможно, обоз к этому времени уже ушел на север, так же, как и все повозки, транспортировавшие раненых. Так или иначе, весь путь до Брюсселя, а это около 35 км., Марте Дикон с детьми пришлось преодолеть на своих двоих. Они потратили на это, по разным данным, от полутора до двух дней. Такой темп продвижения сложно назвать «суворовским марш-броском», но не забываем, что и речь идет не о «гренадере-чудо-богатыре», а о женщине на последнем сроке беременности с двумя детьми шести и четырех лет. По пути Марте с детьми пришлось пережить знаменитую бурю с грозой и ливнем, про которую Веллингтон сказал, что не видел такого даже в Испании, и последствия которой заставили Наполеона промедлить с началом сражения при Ватерлоо. При этом одета Марта Дикон была, согласно источникам, только «в шелковое платье и легкую шаль на плечах».
Добравшись до Брюсселя, после некоторых поисков Марта нашла своего мужа. Ее поместили в соседнюю с ним комнату, где на следующий день после прибытия она родила девочку, которую назвали Изабелла Флера Ватерлоо Дикон.
На этом, собственно, наша история и заканчивается. Осталось отметить только, что Томас Дикон выжил, что при тогдашнем уровне медицины вовсе не было само собой разумеющимся. Продолжил военную службу, дослужился до чина капитана (бревет-майора). Умер в 1853 г. Марта Дикон пережила мужа на два года. В браке у них родилось еще пятеро детей, но четверо умерли во младенчестве. А вот Изабелла Флера Ватерлоо Дикон дожила до 1900 г. Судя по тому, что в сообщениях о ее смерти она фигурирует под девичьей фамилией, видимо, она так и не вышла замуж.
В заключение, наверно, нужно сказать что-то глубокомысленное, но ничего такого в голову не приходит, да, честно говоря, кажется и лишним. История говорит сама за себя, о том, какие были времена, какие обстоятельства и какие люди.
Портрета ни Томаса Дикона, ни его жены, судя по всему, не сохранилось, поэтому пусть тут будет чисто символически портрет другого энсина – Патрика Сэндилэндса из Колдстримского гвардейского пехотного полка, 1806 г.
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.