Когда я сама была ребёнком младшего школьного возраста, была у нас в деревне сельская библиотека. И там, помимо "Мурзилок" и "Техники молодёжи", лежала в углу стопка потрёпанных, жёлтых от времени журналов "Костёр" 1985-1991 годов выпуска. Я любила их брать и читать. Особенно мне нравились рассказы.
И так однажды, помимо прочих, зацепил меня рассказ "Заморыш". Про мальчика Лёню Кокорина из детского дома, которого на лето отправили в лагерь. Рассказ этот, впрочем, можете почитать на скринах, нажав на картинки и увеличив их.
Итак, Лёня Кокорин - "заморыш" и слабак. Он не может за себя постоять, и поэтому его все бьют и унижают. Он замкнут, забит, затюкан. Всегда насторожен, постоянно ожидает от всех подставы. Никто с ним не дружит - и он тоже ни с кем.
С первых же строк мальчика становится неописуемо жалко. У него нет родителей, мать в колонии, заступиться за него абсолютно некому. В иерархии детского дома, интерната и лагеря - свои, внутренние законы. Прав тот, кто сильнее. А если ты слабак, то ты всегда будешь во всём виноват. И будешь для всех грушей для битья.
У Лёни - действительно незавидная судьба. У него надломлена психика многолетними издевательствами. Но жалко мне было его - ровно до определённого момента. А именно: до тех пор, пока Лёня "не сумел подладиться к Игорю Махову".
Этот коренастый, жёсткого нрава подросток за короткий срок сумел подчинить себе многих, "выдрессировать", как он хвастался сам. Ребята боялись его, поговаривали, что у него есть настоящая финка. Боялся Махова и Лёня, и потому беспрекословно подчинялся, служил ему.
И вот ровно с этого момента - вся моя жалость к Лёне нивелировалась.
Да, ты слабый и затюканный. Да, тебя бьют. Да, вступиться за тебя некому. Но как бы тяжело и страшно тебе ни было - надо всегда помнить, что ты ЧЕЛОВЕК. Человек, а не жалкая дрожащая тварь. И "подлаживаться" к откровенному негодяю, лишь потому что он сильнее тебя и его все боятся, а тем более "служить" ему - из страха за свою шкуру - это поступок не человека, а слизняка, без воли, без стержня, без устоев.
Уже потому, что "прислуживая" подонку, которого ты лишь боишься и тихо ненавидишь - ты разрушаешь сам себя, ты не уважаешь сам себя. И тот, кому ты прислуживаешь, не уважает и презирает тебя тоже. Потому что и он понимает, что ты его ненавидишь. Что отлично показано во взаимоотношениях Лёни и Махова.
- Кому сказано, Заморыш - служить! Лапки, лапки передние поднять! - Игорь поднял палку с земли и легонько ударил ею по безвольно опущенным вдоль тощего тела рукам мальчика.
Лёня нехотя поднял руки, согнул их в локтях, точь-в-точь как собака, которая служит хозяину. Но в глазах появилось выражение тихой ненависти.
Но вот на арене появляется достойный противник Махова - Антон. Сильный, смелый и справедливый. И ставит Махова на место, взяв шефство над Лёней. Но не всё так просто...
Махов посрамлён и уязвлён. Он понимает, что кулаками и силой Антона ему не победить - что драка с ним на глазах у всех ребят наглядно показала. Но Махов не может смириться с потерей беспрекословного лидерства. И он, руководствуясь своей самолюбивой и подлой душонкой, решает убрать Антона с дороги, подставив его.
Всё по закону жанра. Слабых такие "лидеры" добивают, а сильных - подставляют.
Махов подсунул ночью Антону под матрац чужие часы, когда все спали. А потом Антона прилюдно обвинили в воровстве. Замарали ему репутацию так, что ему ничего не оставалось другого делать, как уехать из лагеря. Ведь Махов обставил всё так, что Антону никто не поверил. И добился своего - "соперник" был успешно убран с дороги.
А Лёня? Лёня ВИДЕЛ, что это Махов подложил Антону эти треклятые часы. Но Махов его запугал, приставил нож к горлу и шантажом и угрозами заставил отказаться от своих слов. И Лёня дрогнул. И предал своего единственного друга, не спас его репутацию - ради спасения собственной шкуры.
Сложно, конечно, судить Лёню. В непростой ситуации оказался Заморыш. И кто знает, как бы поступил любой из нас, оказавшись на его месте. Когда на карту поставлен выбор - или принципы... или ЖИЗНЬ.
Но в этом-то вся и беда. Пока существуют такие трусливые "Заморыши", которые из страха за себя молчат и подлаживаются к мерзавцам - Игори Маховы будут процветать и беспределить. Разделять и властвовать. Гнобить слабаков, рулить "середнячками" и подставлять сильных, дабы не мешали и не отсвечивали.
Противостоять таким "Маховым" бывает не просто сложно, а практически невозможно. Ибо лидеры не просто так занимают своё кресло. Они обладают железной хваткой, поразительной беспринципностью, хитростью, жестокостью и умением идти по головам.
Если "Махов и компания" загнездились и заняли свои позиции где-либо до того, как пришёл "соперник" (в данном случае Антон) - то сковырнуть и поставить на место зарвавшегося "лидера" будет либо почти нереально, либо может очень дорого обойтись. Тут нужно иметь такую смелость и такое отчаяние, чтобы не дорожить вообще ничем - ни жизнью, ни здоровьем, ни близкими, ни репутацией - ничем. И ничего не бояться потерять. Тогда любой Махов (который внутри себя - большой трус) будет повержен и сломлен. Но такое под силу очень немногим. Ведь инстинкт самосохранения никто не отменял.
А если ты слаб, как Заморыш, и Махов в любой момент может сделать из тебя "отбивную котлету" - тогда у меня для тебя плохие новости. Хотя, антипод Лёни - такой же хилый Витёк из фильма "Беспредел" - сделал на зоне революцию ценой собственной жизни. Именно потому, что хоть и был физическим слабаком, но в душе трусом не был.
А Лёня был и слабак, и трус. Убийственное сочетание - и, к сожалению, отнюдь не редкое.
Был ли у Лёни правильный выход в ситуации, в которую попал? Да!
Он должен был, когда вернулся Антон с пионервожатой Дашей, сказать, что у Махова нож, и что он ему угрожал. Конечно, это было очень рискованно - но единственно верно.
Естественно, пионервожатая Даша не смогла бы справиться с подростком с ножом - ей бы оставалось лишь бежать за лагерной охраной и вызывать наряд милиции. Тем временем, физически сильный Антон заломил бы Махову руки за спину, а ребята по его приказу нашли бы нож. Они бы охотно это сделали, потому что подчинялись Махову лишь из страха, а вовсе не из-за симпатии, и с радостью бы избавились от его "ига".
Таким образом, Махов был бы исключён из лагеря, направлен в детскую комнату милиции, а Лёня стал бы героем. Его бы все зауважали за силу духа. И с Антоном навсегда остался бы лучшими друзьями.
Но... это только в теории. Так сказать, идеальный сферический конь в вакууме.
В реальной жизни, и в правдивых рассказах, вроде этого - большинство людей такие ситуации застают врасплох. Неподготовленный, а особенно боязливый и слабый духом человек под напором агрессора чаще всего теряется и пасует. И эта минута слабости потом позорным клеймом ложится на совесть человека на всю оставшуюся жизнь...
___________________________________
Читайте ещё на моём канале:
___________________________________