Сентябрь приближается так стремительно, что у меня заранее начинает дергаться глаз)) Но об этом как-нибудь потом, а сегодня предлагаю отмотать время назад и поговорить о том, как менялись со временем требования к знаниям первоклашек.
***
Мой папа пошел в школу в 1964 году. Не умел вообще ничего. Он жил в деревне, ну, мог козу подоить, например :) А писать-читать - вообще никак. Бабушке было не до того.
Она вставала в 4 утра и шла доить корову. Потом поднимала сыновей. После завтрака все помогали по хозяйству. Носили воду, чистили свинарник, собирали яйцо с курятника и тд. Потом Вова (старший сын) шел в школу, а Сережа (мой папа) и маленький Лёша оставались на хозяйстве с мамой. Дом, огород, животные. Не было места для развивашек.
И ничего, всех научили в школе. При этом ничего не требовали заранее. Совсем. Мой папа был всегда отличником, что в школе, что в университете; стал врачом. До сих пор вспоминает с любовью свою первую учительницу и учительницу математики. Старший дядька тоже стал врачом. А младший закончил техникум с красным дипломом и стал токарем.
***
Когда я пошла в школу в 1997 году, родителям надо было не только подать документы, но и отвести ребенка в приемную комиссию. Я помню, что были учитель и психолог.
Мне задавали вопросы (как называется наш город, назови дни недели, какие есть времена года, как зовут маму-папу), просили нарисовать человека, посчитать до ста. Так психолог определял - готов ли ребенок к школе морально, как он вообще реагирует на незнакомых людей, как держит ручку - ведь если рука не готова, то лучше подождать, малыш не вывезет писанину; также это была проверка общих знаний.
Тут оговорюсь, что я пошла в школу в 6 лет, так что может поэтому такая комиссия была для меня лично, не могу сказать проходили ли ее остальные дети.
Меня, как и брата, к школе готовила мама - она не работала и всецело нами занималась. Мы пошли в первый класс, умея читать, считать и писать. И тогда это было редкостью - хотя может и нет, я ведь сужу по своему классу, где мне приходилось одной из 28 человек сидеть и ждать, когда они там дорисуют уже эти палочки.
От родителей не требовали учить детей заранее. Рекомендовали (но не настаивали) заранее учиться читать, чтоб легче воспринимать материал в учебнике, - это максимум. Но было нормально, что научат и в школе.
В конце первого класса у нас проверяли технику чтения. По одному заводили в библиотеку и давали читать под песочные часы. За минуту надо было прочитать какую-то (не помню) норму слов. На итоговом родительском собрании родителям тех, кто читал плохо, настоятельно рекомендовали читать на каникулах.
Что мы имеем сейчас? (Ляля пошла в школу в прошлом сентябре)
- Комиссию дети не проходят.
На мой взгляд, зря. Потому что есть дети, реально не готовые к школе. Такие дети мешают учителю.
Я знаю, о чем говорю, потому что в классе моей дочки есть такие дети. Которые могут на уроке есть яблоко, потому что хочется, или встать и пойти куда-то к шкафу цветочки смотреть, когда раздают карточки с заданиями. Очень много детей с логопедическими нарушениями, когда не просто картавят (это не страшно), а когда, чтоб понять ребенка, нужно чуть ли не приглашать переводчика. На уроке скачут, орут, разговаривают - то есть, не то чтобы не понимают и не принимают правил, просто неусидчивые, потому что мозг еще не готов долго концентрировать внимание на чем-то.
Наша учительница очень молодая, в сентябре ей исполнилось 20. Она честно признавалась на собрании, что не может с такими детьми справиться и просила родителей сделать хоть что-нибудь.
Еще у нас есть "особенный" мальчик Андрей. Он пошел в школу в 9 лет. Кидается на детей с ножницами, может ткнуть ручкой ребенку в лицо до крови. Была бы комиссия с психологом, не думаю, что Андрея засунули бы в обычный класс, родителям бы настоятельно порекомендовали коррекционный. Но увы.
- От детей требуют знать всё, но непонятно зачем.
Вот что нам сказали перед началом учёбы: ребенок должен уметь считать до 10 и обратно, читать и писать прописными буквами. Первые два пункта я еще могу понять, но вот прописные буквы... Нужно начинать ребенка учить с пяти лет? Или с четырех? Или одновременно с введением прикорма, чтоб наверняка? (ну конечно сарказм)
Ёлки, ну не готова у ребенка рука к писанине до 6-7 лет (в большинстве случаев)! Мозг тоже не готов - письмо задействует все когнитивные функции, а ребенок мал еще, чтоб с 4,5 лет учиться прописными писать. Но кого это волнует? Должен уметь и все. И вот мы вынуждены отбирать у ребенка детство. И за год-два до школы натаскивать его, как собачку, через слезы и протесты.
Да, есть дети, которым это дается - повторюсь, я умела писать прописными до 1 класса (коряво, но да). Лялю учить было бесполезно, только печатные. Она не могла палочки ровно нарисовать, ну какие прописные! И дети в ее классе ровно такие же, не смотря на то, что на платную подготовку ходили почти все.
Ах, да! Еще нам посоветовали начать заниматься фонетикой до 1 класса. Действительно, ведь каждый родитель по умолчанию умеет объяснять фонетику русского языка! И ребенку это так интересно! (снова сарказм, да)
Я с Лялей занималась дома, плюс она ходила на платные курсы к очень хорошему педагогу. К школе была готова процентов на 80, исходя из заданных требований. Но... вместо уроков они смотрели мультики, участвовали в линейках и конкурсах, пели песни, ходили строем. К концу первого полугодия дочь снова стала зеркалить буквы и цифры. Просто навыка письма не было в школе, домашку не задавали, а я упустила этот момент.
И вот зачем было все знать заранее, если в школе даже и не собирались полученные (и требуемые!) навыки закреплять?
- Вместо чтения - обсуждения
Как говорит Ляля, у них тяжело проходят уроки литературного чтения. Презентации, мультики по теме, сценки, рисунки по сказкам - это хорошо и весело. Но читать-то будем? Обычно на уроке читает (примерно два предложения) один человек. Все остальные галдят сидят и слушают. Потом читает учитель и все галдят сидят и слушают. Потом обсуждают прочитанное - кто главный герой, какой его характер и тд. Я все понимаю, это важно. Уметь вычленять информацию, понимать авторскую задумку. Но может почитаем, не? По ролям, как раньше? Конечно, никакой речи о тесте на технику чтения в конце года не шло.
А расскажите вы о том, как поступали в 1 класс (очень важно, в каком году - чтоб нам понять динамику изменений требований)? Что требовалось от вас? Что вы умели? Когда поступали в школу ваши дети - что требовали от них? Зависят ли требования от конкретной школы? Или все таки есть школы, в которые можно прийти, ничего не умея, и научиться там, а не дома или где-то платно?
#первоклашки #подготовкакшколе #чтодолженуметьребеноквпервомклассе #скороучеба #скоровшколу #первыйразвпервыйкласс #школа #первыйкласс #образование