Живопись Эдуарда Манэ глубока и прекрасна.
Его ранние работы шокировали зрителей на выставках. Учитывая не совсем пуританские нравы Франции той эпохи, в том больше видится ханжество, нежели борьба за нравственность. В то время были уже и романы Бальзака, и сверхнатурализм книг Эмиля Золя. Несколько позже появится Тулуз-Лотрек во всем своём вопиющем многообразии (надобно будет о нём потолковать отдельно).
Картины Манэ отвергались официальным парижским салоном. А посему он с коллегами-единомышленниками создали параллельный, так называемый "Салон отверженных". Там-то его нашумевший "Завтрак на траве" вызвал фурор.
Картина даже стала символом "мизерабелей", и на многие годы вперёд - визитной карточкой самого Эдуарда Манэ.
Его полотно "Олимпия" ещё больше разругали и обвинили в безнравственности. И что было в головах у этих французов?
Мне всегда представлялась эта картина замечательной иллюстрацией к роману "Нана" Эмиля Золя.
Картины "Гитарреро" и "Флейтист" казались такими простыми, но такими глубокими для молодого ещё мастера. Как сам Манэ ходил в Лувр копировать полотна великих мастеров прошлого, так позже многие начинающие живописцы пытались уловить и запечатлеть его лёгкие переливы палитры. Ваш покорный слуга из их числа.
Мальчик-флейтист навсегда отпечатался в моей подкорке.
Однако творчество Манэ можно поделить на два этапа. В печальные дни своей жизни художник захворал и обездвижел. После этого наступил второй этап его искусства. Он стал писать натюрморты.
Его розы, ирисы, сирень в хрустальных вазах - нечто запредельное по своему воздействию. То, что теперь называют импрессионизмом, в его букетах достигло высшей точки.
Манэ в последние годы своей жизни написал множество этих букетов. И все они по-разному прекрасны. Он передал свежесть и аромат цветов, прозрачность стекла и воды.
Не углубляясь в детали, он плавными чёткими мазками создавал эту воздушность - импрессио. Именно передача впечатления от объекта - наиболее интимное действо, чем воссоздание самого объекта.
Таков Эдуард Манэ! Один из самобытных импрессионистов своего времени!