Найти тему
13-й пилот

Трудовая книжка офицера запаса-97. Я люблю учиться

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

- Александрович, отправь на эту бумагу ответ в область, что у нас, будем говорить, желающих нет, - управделами стоит в проёме двери нашего кабинета с листком.
- Как это - нет желающих, - удивляюсь я и встаю со стула, чтобы забрать листок.
- Прошёл по всем кабинетам, опросил, никто не хочет учиться.
- Я хочу.
- Ты? - рука управделами с листком застывает в воздухе на полпути к моей руке.

- Да, я.
- У тебя же есть образование… А я про тебя, будем говорить, и не подумал. Ты серьёзно?
- Серьёзней некуда. Хочу гражданский диплом заиметь, мало ли…
- А что же ты молчал?
- Думал, что кому-то нужнее может быть эта учёба, много желающих найдётся, вплоть до конкурса. А если желающих нет, то я — готов.
- Вот, блин, а я уже и главе доложил, что никто не хочет, - управделами стучит скрученным в трубочку листком по своей руке, - придётся опять идти. Ты на попятную, будем говорить, не пойдёшь? Это же на сессии ездить, экзамены сдавать…
- Я люблю учиться.
- Ладно, пойду к главе втыкон получать, раз такое дело, - управделами громко хлопает бумажной трубкой себя по руке и выходит из кабинета.
- Васильевич, тебя опрашивали, - спрашиваю своего соседа.
- Нет.
- А говорит, что всех опросил. Впрочем, зачем тебя опрашивать — у тебя и так два диплома. Не солить же их тебе. И я про содержание этого письма из области знал — меня ознакомили с ним сразу, как специалиста по кадрам. Долго же управделами бумагу мариновал — завтра уже крайний срок ответа.
- Небось, на юриста хочешь учиться? Сейчас все хотят юристами быть.
- Там в перечне есть специальность «экономика, государственное и муниципальное управление»… Как думаешь, глава разрешит мне учиться? Учёбу надо будет оплатить за счёт бюджета администрации.
- А кто же его знает. Поживём, увидим.


Я загорелся этой идеей — поучиться в Северо-Кавказской академии государственной службы — сразу, как только прочитал письмо из администрации области. Область предлагала администрациям района направить 2-3 человека с высшим образованием на обучение новым специальностям. А специальности — для муниципальной и государственной службы. И по окончании выдают диплом. Сумма за обучение, конечно, приличная, мне самому такую не потянуть, но за счёт администрации — можно. Три сессии по сорок дней, только одна летняя, но, думаю, что ничего с моими огородами не случится. Зато у меня появится гражданская специальность, никто меня уже не вычистит с муниципальной службы за военное образование. И перспективы могут появиться.

Экий ты мечтатель, Толя! Какие у тебя тут могут быть перспективы? Место юриста в администрации освободилось — взяли сына бывшего районного прокурора, хотя приходили девочки-отличницы, но родители у них простые люди. Новый юрист — парень видный, но как ни приду в кабинет за новым бюллетенем законодательных актов, сидит и дремлет. Вот у него есть перспективы. Потому и дремлет. В лучшем случае - Агату Кристи читает. А тебе дремать нельзя, надо хорошо работать и в законах разбираться. Я и стараюсь. Вот и посмотрим как ты стараешься: даст глава добро на твою учёбу или скажет, что денег в бюджете нет.

Признаться, не удивлюсь, если меня не включат в список на учёбу. Дело не бесплатное, а в бюджете денежек — кот наплакал. Самый простой вариант отказа: нечем платить. Я же понимаю. Тем более, что к цифрам бюджета администрации района доступа у меня нет, я даже вслух боюсь свой интерес к финансам озвучить — так строго у нас соблюдают финансовую тайну. Режим секретности в авиационном полку — детский сад по сравнению с режимом сохранения тайны затратной части финансового отчёта администрации района. А я-то никакого отношения к финансам не имею, и всякое любопытство таких людей расценивается у нас в администрации, как государственная измена. Утрирую, конечно, но совсем чуть-чуть. И что меня эти финансы так интересуют?

Я уже понял, что мне свои мнения лучше при себе держать, так-то для здоровья моего и окружающих полезнее получается. Как выскажусь, так обязательно не попаду в струю. Мне-то это не в диковинку, с детства за собой замечаю, что на явления с другой стороны смотрю, чем большинство из моего окружения. Раньше такое можно было на мою молодость-глупость списать, а теперь - только на глупость. И это — хороший вариант! Ведь в нашей глухой провинции понятия «глупость» и «лётчик» - вещи не совместимые, а потому для моего окружения моё особое мнение квалифицируется гораздо хуже, чем глупость. А что у нас опаснее глупости? Крамола! Но мне же никто не скажет, что отказываемся тебя учить из-за крамольного образа мыслей. За что боролись? Свобода слова! Толя, какая свобода слова?..

Недавно ездил в область на сборы мобработников попутно с новым замом главы на его служебной машине. Дорога дальняя, начальник по возрасту на пару лет младше, уважительный, вежливый, рядом с моими родителями живёт, едем болтаем. Зашла речь о земельной реформе, я и высказался.
Вот кто меня за язык тянул? Где земельная реформа и откуда приехал я? Ладно, заместитель главы, он хоть в станице всё время жил, варился в гуще местной, а я после школы оторвался на девятнадцать лет от родины, вернулся, пятый год живу. Да, я слежу за процессом, мне он интересен, законы почитываю, с роднёй общаюсь, а вся родня стала собственниками земельных и имущественных паёв. Они мне рассказывают, как закон воплощается на местах в районе. А в администрации района ежемесячно собираются хозяйственники и фермеры, слышу их кулуарные разговоры в коридорах, их мнения и мечты. И казаков наслушался на тему о земле. Вот и составил обо всём своё мнение. А тут внимательный попутчик, а у меня уже критическая масса знаний скопилась, выхода требует. Выдал на-гора.

Так и сказал, что земельная реформа — новое крепостное право и никакого экономического рывка у нас с таким половинчатым подходом к собственности на землю не получится. Собственник знает, что у него есть земля, но не знает где. Продать не может, только в аренду, а фермер, арендующий землю, будет её эксплуатировать, не заботясь о плодородии. Вот поля стали забрасывать, но доходы в товариществах делят на всех. Нет у собственников никакого стимула потребовать у руководителя возобновить обработку полей. Если бы человек знал, что заброшенное поле — его собственность и доходов он не получит, то закрутился бы. Стал бы сам фермером или продал другому фермеру. Понятно, что земля бы стала быстро концентрироваться в немногих руках, но это были бы хозяева, заботились бы о земле — другой у них не будет. А так получается собака на сене: и сам не гам, и другим не дам. Уверен, что землю в свободный оборот пустят, но время будет упущено.

- Ты что, Анатолий, - обернулся ко мне с переднего пассажирского места начальник с круглыми от удивления глазами, - нельзя нашему народу землю в свободный оборот отдавать!
- Это почему же?
- Народ у нас, как дитя неразумное, не дорос до самостоятельного хозяйствования. У нас есть много таких, кто свои тринадцать гектар пая за литр водки отдаст желающему. Найдутся кулаки, которые за бесценок скупят землю.
- Так они же на ней хозяйствовать будут, а не в Германию повезут. Технику будут закупать, о будущем думать…
- В Германию и повезут. Разучился народ работать на себя, одним днём живёт. Вон посмотри на фермеров: понабрали льготных кредитов на сельскохозяйственные цели, а сами легковых машин накупили вместо техники и семян. Это они-то о будущем думают?
- Это издержки врастания в капитализм, научатся, выживут сильнейшие, подтянут экономику.
- Не можем мы этого позволить. А кто кормить этих банкротов будет? Го-су-дар-ство! Плавно надо в капитализм входить, без катаклизмов.
- Отмену крепостного права тоже на сорок девять лет растянули - плавно освобождали. Чем закончилось?
- Чем?
- Революцией!
- Этого мы позволить не можем, не наш путь.

Мне больше возражать было нечем, возникла пауза. Начальник повернулся, посмотрел на меня с каким-то непонятным выражением во взгляде: не то — интерес, не то — осуждение.

- Вот, значит как ты думаешь…


Я чертыхнулся про себя: «На кой ляд, ты, Толя, вылез со своим мнением на трибуну? Вот как надо думать! Молодой, да ранний, учись, студент! Не зря его замом главы взяли, глава тоже считает, что людей к их счастью надо за ручку вести, сами они дорогу не найдут. Теперь этот зам тебя опасаться будет. Парень он - положительный, вряд ли главе разговор передаст в отрицательном ключе, не такая я тут шишка на ровном месте, но и союзниками нам уже не быть».

Как такого человека, как я, от администрации района на учёбу отправлять? Если только с расчётом, что в бывшей Высшей партийной школе перекуют идеалиста...

- Александрович, возьми бумагу. Отправь ответ по форме со своей фамилией — глава утвердил твою кандидатуру на учёбу, - сказал управделами, появившись в нашем с Васильевичем кабинете.

Ух, ты!