Найти тему

Cекс в доспехах – правда или вымысел?

Утер и Игрейна. Кадр из фильма Джона Бурмена «Экскалибур» (1981)
Утер и Игрейна. Кадр из фильма Джона Бурмена «Экскалибур» (1981)

Металл — это насилие над природой — в акте столь же страстном и жестоком, как тот, во время которого Утер, не снимая доспехов, овладевает нагой Игерной в пурпурной от огня комнате замка Тинтагел.

В цитате из эссе польского писателя Анджея Сапковского «Меч, Магия, Экран» речь идет о сцене из «Экскалибура» (1981). Этот фильм Джона Бурмена переосмысляет классическую легенду о короле Артуре. В соответствии с сюжетом «Смерти Артура» Томаса Мэлори, король Утер Пендрагон благодаря чарам Мерлина принимает облик Горлойса, герцога Корнуолла и возлежит с его женой Игрейной — в ту же ночь, когда ее муж погибает в бою с воинами Утера. У Бурмена Утер-«Горлойс» практически в полном доспехе, лишь с непокрытой головой,
овладевает Игрейной. Эта деталь отсутствует в «Смерти Артура» и появляется только в фильме.

Джон Уильям Уотерхаус. La belle dame sans merci (1893).
Джон Уильям Уотерхаус. La belle dame sans merci (1893).

Возможно ли было такое на самом деле? Ответ такой же, как и в случае с отправлением других естественных потребностей — менее романтических. В принципе, возможно, но не слишком удобно — с поправками на тип доспеха и обстоятельства. Поднять кольчугу или скрытую под латным доспехом кольчужную юбку не так сложно. А вот с частями полного латного доспеха — а именно его стилизованную версию носит Утер в фильме — пришлось бы повозиться. Особенно при наличии металлического гульфика, модного в середине XVI века, или пластины brayette, закрывающих гениталии. В любом случае, неизбежный перегрев и дополнительная физическая нагрузка вряд ли позволят получить удовольствие от процесса, не говоря уже об опасности обморока или сердечного приступа.

Фрэнк Дикси. La belle dame sans merci, ок. 1901
Фрэнк Дикси. La belle dame sans merci, ок. 1901
Карикатура из журнала «Панч» (1920)
Карикатура из журнала «Панч» (1920)

В «Экскалибуре» туника, едва прикрывающая нагое тело Игрейны, контрастирует с темным металлом лат Утера. Это выглядит очевидной отсылкой к произведениям английских художников конца XIX века — Эдварда Берн-Джонса, Джона Уильяма Уотерхауса, Фрэнка Дикси и других. На картинах прерафаэлитов рыцари в латах подчиняются очарованию фей, чьи платья сотканы из тонкой, воздушной ткани. Но эти слегка слащавые образы, подчиненные жесткой диктатуре викторианской морали, остаются статичными — они лишь обозначают возможную динамику власти между персонажами. Как и в балладе поэта-романтика Джона Китса «La Belle Dame sans Merci», которой посвящены большинство подобных картин, в воздухе повисает недосказанность о том, что же произойдет между рыцарем и безжалостной красавицей.

Бурмен идет дальше. В его фильме властолюбивого Утера пожирает страсть к Игрейне, ради которой король готов разрушить с таким трудом заключенный союз. Это слепое, темное, яростное желание настолько велико, что король даже не снимает доспехов, оказавшись наедине с Игрейной. Так и следует воспринимать сцену из «Экскалибура» — не как изображение «реалий мрачного Средневековья», а как аллегорию разрушительной страсти.

Мифы о доспехах Позднего Средневековья

Рыцарей в доспехах поднимали в седло краном?

Рыцарский доспех был ужасно тяжелым?

В рыцарском доспехе неудобно двигаться?

Как справляли нужду в доспехах?

Больше текстов про необычные исторические сюжеты, историю и мифологию в кино и сериалах — в моем Telegram-канале Panfilov FM