Привет! На связи DARI DARI и сегодня у нас статья не про праздники, не про наших мастеров и даже не про книжки и кино. Сегодня окунемся в мир малого бизнеса, а именно - расскажем, как закрываем вакансии в наш интернет-магазин.
Я - Полина, основательница магазина авторских подарков и книг DARI DARI и буду писать эту статью от первого лица. У меня достаточно большой опыт найма сотрудников:
- На последнем рабочем месте, которое у меня было до своего бизнеса, 3 года я закрывала множество вакансий - от помощника для руководителя до электрика. Ух, чего я только там не насмотрелась.
- Потом у меня был свой оффлайн-бизнес на протяжении 4-х лет - там мне с завидным постоянством требовались продавцы.
- Сейчас у меня интернет-магазин, и, хотя текучка у нас небольшая (и, надеюсь, таковой и останется), вакансии периодически открываются и их нужно закрывать.
Итак, кто отсеивается в первую очередь:
1. Те, кто явно не соответствует вакансии. Людей, которые откликаются на вакансии не глядя, я так же не глядя и пропускаю. Если я ищу линейного менеджера-девушку на з/п 40тыс, то зачем откликаются мужчины возраста 50+ с опытом управленцев и желаемой з/п от 150тыс, я не понимаю.
2. Люди с пустыми резюме. Если у вас нет опыта - это вообще не проблема (конечно, я говорю про свои вакансии на не самые сложные должности менеджеров интернет-магазина), если вы компенсируете это личными качествами - сообразительностью, активностью, ответственностью, аккуратностью и пунктуальностью. Ну и если вы +/- возраста студента, конечно. Люди старше 30 лет с полным отсутствием ВООБЩЕ ЛЮБОГО опыта работы вызывают слишком много вопросов. Писали про это тут.
Ваш опыт вы считаете незначительным и нерелевантным? Всё равно укажите его, научиться хоть чему-то можно было на любой работе (если вы и правда там работали, а не ждали конца рабочего дня). Напишите подробное пояснительное письмо - расскажите про себя, про ваши личные качества, про ваши карьерные цели.
3. Люди с откровенно странными фото. Если фото несерьезное, дурашливое - я сделаю вывод, что человек такой-же несерьезный. Может, это и неплохо для каких-нибудь вакансий а-ля аниматор, но я таких людей пропускаю. Отдельно хочется упомянуть фото в вакансиях типа "Личный помощник". Глядя на них, становится очевидно, какие именно обязанности девушки планируют выполнять на этой должности.
Кто не проходит на следующий этап
Дальше я начинаю читать резюме внимательно и рассылать приглашения на интервью. И вот, кто их не получит:
1. Люди, у которых в резюме ошибки. Любые - орфографические или грамматические, пунктуационные. Опять же, не на всех вакансиях это важно - например, если продавец в розничном магазине будет писать с ошибками - вы можете об этом даже не узнать. Но на вакансиях, которые предполагают письменное общение с клиентами, это обязательное требование.
То же касается и контент-менеджеров - когда я искала сммщика, у меня невероятное изумление вызывали люди, присылающие примеры своих работ, выполненных с ошибками. Вопросы возникали как к ним, так и к их заказчикам. Одна девушка прислала примеры своих текстов (к сожалению, не могу привести их здесь), которые невозможно было прочитать по причине их косноязычия, а также изобилующих всеми видами ошибок.
2. Люди, которые пишут странные вещи в графе "о себе" или в сопроводительном письме. Что не стоит писать:
- "Ищу себя" - такая фраза вызывает впечатление ненадежности, кажется, что эта вакансия - временное пристанище на пути поисков и непонятно, как быстро вы двинетесь в поисках новой деятельности.
- "Пока не знаю", "пока думаю" - что ж, как определитесь - приходите.
- Ненужные навыки типа "скорость печати Х знаков в минуту". Вы же не машинистка начала 20го века, сейчас актуальны несколько другие навыки. Туда же - подробное описание ваших спортивных/музыкальных/еще каких-либо достижений, не относящихся к вакансии. Мне больше интересно, какими программами вы владеете, чем на каких инструментах играете и какие спортивные разряды у вас есть. "Слежу за модными трендами в одежде" - прекрасно, но мне это зачем? И всё в таком духе.
- "Весёлый", "со мной скучно не будет" - опять же, зависит от вакансии, но у меня от таких описаний начинает дергаться глаз. Вот на вакансию аниматора кандидата с таким описанием с руками оторвут. Кстати, забегая вперед - во время собеседования мы даём людям пройти тест на тип личности, и, хотя это не является определяющим критерием, но у нас собираются работники более-менее одних типов. А вот люди, у которых явно тип "Развлекатель" как-то даже до стадии собеседований не доходят.
- "Не готов сидеть на месте", "всегда готов к переменам" - вы правда уверены, что это стоит писать, претендуя на вакансию, которая, как ни крути, предполагает однотипные служебные обязанности? Или есть такая работа, которая постоянно предлагает перемены и смену вариаций деятельности?
- Один молодой человек, претендуя на вакансию продавца в магазин, подробно расписал в сопроводительном письме, как борется со своими прыщами. Тут без комментариев.
3. Люди, которые меняют места работы каждые 2-4 месяца. Кажутся ненадежными и неопределившимися. Что делать, если вы в начале карьеры и весь вас прошлый путь - это и правда вот такие подобные подработки, или вам действительно настолько не везло с местами работы? Не указывайте их все - оставьте те, где вы получили максимально ценный и релевантный опыт.
4. Те, у которых полная дичь в соцсетях. Что такое "дичь", наверное, объяснять не буду, т.к. это понятие субъективное. Что для меня дичь, для кого-то норма. Но приведу примеры дичи для меня - чернушный юмор, подписка на соответствующие паблики, а также паблики 18+, жизненная позиция, категорически не совпадающая с моей (и активно транслируемая).
Кто не проходит дальше собеседования
Дальше я начинаю общаться с людьми напрямую, и вот, кто не получит приглашения на стажировку:
1. Те, кто забыл про собеседование и вообще не пришел. Могу простить опоздание (в пределах разумного), но не полную забывчивость.
2. Люди, которые говорят глупые вещи. "А вы оформляете официально? А то я на прошлом месте работы очень долго болела, и мне не оплатили больничный" - явно не то, что хочет услышать потенциальный работодатель. И да, мы оформляем и оплачиваем, но начинать беседу с такого нам кажется странным.
3. Люди, которые вообще ничего не знают про нашу компанию. Если человек дошел до этапа личной беседы, но не потрудился узнать, куда же конкретно его собеседуют и чем занимается компания, возникает уверенность, что ему/ей нужна не ЭТА работа, а вообще любая работа. И, пожалуй, стоит поискать кого-то, более заинтересованного именно в нас.
4. Те, которые тотально не на нашей волне. Всё-таки хочется работать с близкими по духу людьми - нам с ними общаться бОльшую часть активного рабочего дня. И если человек зажатый, молчаливый, социофобный, не интересуется тем, чем мы занимаемся (пример конкретно про нас - не читает книги, не интересуется творчеством и хэндмейдом и тд) , то нам с таким персонажем будет трудно, и ему с нами тоже.
5. Те, кто не справился с тестовым заданием. Когда мы приглашаем заинтересовавших нас кандидатов на собеседование, мы сразу рассылаем небольшое тестовое задание, которое даст приблизительное понятие о служебных обязанностях. Есть те, кто его даже не пытается сделать и исчезают, есть те, кто пробуют и сразу говорят "это не моё". Это сильно сужает круг поисков (что хорошо, когда кандидатов слишком много) и облегчает процесс выбора и нам, и кандидату.
А что дальше?
Дальше более-менее успешно прошедшим собеседование кандидатам мы предлагаем пройти тест на внимательность и тест на тип личности.
Тест на внимательность мы сделали сами после того, как у нас поработала ТОТАЛЬНО невнимательная девочка, которая переделывала всё по 3-4 раза (я не шучу). Когда дело касается такой работы, как, например, заполнение карточек товара на сайте, или заведения накладных, подобная невнимательность становится критичным моментом. Поэтому я разработала небольшой тест, который позволяет не тратить время на людей, с которыми мы всё равно не сработаемся, а людям - не тратить время на неподходящую им работу.
Тест на тип личности не является определяющим для принятия решения о найме, но даёт достаточно четкое понимание о том, какой у человека стиль работы и как с ним лучше общаться и взаимодействовать. Этот тест у нас появился после того, как я (тип личности - Командир) задавила своим авторитарным типом управления нескольких чувствительных к критике работников (тип личности - Посредник). Теперь я сразу понимаю, как кому делать замечания, кого категорически нельзя критиковать, а кого не нужно контролировать на каждом шаге и дать им больше свободы. А мои сотрудники теперь знают, что я не злобный монстр, а просто требовательная и слишком радеющая за свое дело, и претензии, если они есть, у меня не к ним, как к личностям, а к их действиям.
Из забавного - после регистрации нашего товарного знака DARI DARI к нам на работу стали приходить девушки по имени Дарина. У меня в жизни не было ни одной знакомой с таким именем, а теперь у нас работает менеджер Дарина (с осени 2022 года), в феврале 2023 г. пришла вторая Дарина, но в июне ей пришлось уйти по семейным обстоятельствам, и вскоре у нас появилась третья Дарина - дизайнер-иллюстратор. Вот такая магия «DARI»💫
Так и происходит у нас процесс найма сотрудников, надеюсь, вам было интересно, будем рады прочитать в комментариях про ваш опыт найма или устройства на работу😌