Найти в Дзене

Почему меня не зовут на собеседование? Разбираем, что не так с вашими резюме

Оглавление

Привет! На связи DARI DARI и сегодня у нас статья не про праздники, не про наших мастеров и даже не про книжки и кино. Сегодня окунемся в мир малого бизнеса, а именно - расскажем, как закрываем вакансии в наш интернет-магазин.

Я - Полина, основательница магазина авторских подарков и книг DARI DARI и буду писать эту статью от первого лица. У меня достаточно большой опыт найма сотрудников:

  • На последнем рабочем месте, которое у меня было до своего бизнеса, 3 года я закрывала множество вакансий - от помощника для руководителя до электрика. Ух, чего я только там не насмотрелась.
  • Потом у меня был свой оффлайн-бизнес на протяжении 4-х лет - там мне с завидным постоянством требовались продавцы.
  • Сейчас у меня интернет-магазин, и, хотя текучка у нас небольшая (и, надеюсь, таковой и останется), вакансии периодически открываются и их нужно закрывать.
Наш первый, уже полностью сменившийся коллектив
Наш первый, уже полностью сменившийся коллектив

Итак, кто отсеивается в первую очередь:

1. Те, кто явно не соответствует вакансии. Людей, которые откликаются на вакансии не глядя, я так же не глядя и пропускаю. Если я ищу линейного менеджера-девушку на з/п 40тыс, то зачем откликаются мужчины возраста 50+ с опытом управленцев и желаемой з/п от 150тыс, я не понимаю.

2. Люди с пустыми резюме. Если у вас нет опыта - это вообще не проблема (конечно, я говорю про свои вакансии на не самые сложные должности менеджеров интернет-магазина), если вы компенсируете это личными качествами - сообразительностью, активностью, ответственностью, аккуратностью и пунктуальностью. Ну и если вы +/- возраста студента, конечно. Люди старше 30 лет с полным отсутствием ВООБЩЕ ЛЮБОГО опыта работы вызывают слишком много вопросов. Писали про это тут.

Ваш опыт вы считаете незначительным и нерелевантным? Всё равно укажите его, научиться хоть чему-то можно было на любой работе (если вы и правда там работали, а не ждали конца рабочего дня). Напишите подробное пояснительное письмо - расскажите про себя, про ваши личные качества, про ваши карьерные цели.

3. Люди с откровенно странными фото. Если фото несерьезное, дурашливое - я сделаю вывод, что человек такой-же несерьезный. Может, это и неплохо для каких-нибудь вакансий а-ля аниматор, но я таких людей пропускаю. Отдельно хочется упомянуть фото в вакансиях типа "Личный помощник". Глядя на них, становится очевидно, какие именно обязанности девушки планируют выполнять на этой должности.

Фото из резюме
Фото из резюме

Кто не проходит на следующий этап

Дальше я начинаю читать резюме внимательно и рассылать приглашения на интервью. И вот, кто их не получит:

1. Люди, у которых в резюме ошибки. Любые - орфографические или грамматические, пунктуационные. Опять же, не на всех вакансиях это важно - например, если продавец в розничном магазине будет писать с ошибками - вы можете об этом даже не узнать. Но на вакансиях, которые предполагают письменное общение с клиентами, это обязательное требование.

То же касается и контент-менеджеров - когда я искала сммщика, у меня невероятное изумление вызывали люди, присылающие примеры своих работ, выполненных с ошибками. Вопросы возникали как к ним, так и к их заказчикам. Одна девушка прислала примеры своих текстов (к сожалению, не могу привести их здесь), которые невозможно было прочитать по причине их косноязычия, а также изобилующих всеми видами ошибок.

2. Люди, которые пишут странные вещи в графе "о себе" или в сопроводительном письме. Что не стоит писать:

  • "Ищу себя" - такая фраза вызывает впечатление ненадежности, кажется, что эта вакансия - временное пристанище на пути поисков и непонятно, как быстро вы двинетесь в поисках новой деятельности.
  • "Пока не знаю", "пока думаю" - что ж, как определитесь - приходите.
  • Ненужные навыки типа "скорость печати Х знаков в минуту". Вы же не машинистка начала 20го века, сейчас актуальны несколько другие навыки. Туда же - подробное описание ваших спортивных/музыкальных/еще каких-либо достижений, не относящихся к вакансии. Мне больше интересно, какими программами вы владеете, чем на каких инструментах играете и какие спортивные разряды у вас есть. "Слежу за модными трендами в одежде" - прекрасно, но мне это зачем? И всё в таком духе.
  • "Весёлый", "со мной скучно не будет" - опять же, зависит от вакансии, но у меня от таких описаний начинает дергаться глаз. Вот на вакансию аниматора кандидата с таким описанием с руками оторвут. Кстати, забегая вперед - во время собеседования мы даём людям пройти тест на тип личности, и, хотя это не является определяющим критерием, но у нас собираются работники более-менее одних типов. А вот люди, у которых явно тип "Развлекатель" как-то даже до стадии собеседований не доходят.
  • "Не готов сидеть на месте", "всегда готов к переменам" - вы правда уверены, что это стоит писать, претендуя на вакансию, которая, как ни крути, предполагает однотипные служебные обязанности? Или есть такая работа, которая постоянно предлагает перемены и смену вариаций деятельности?
  • Один молодой человек, претендуя на вакансию продавца в магазин, подробно расписал в сопроводительном письме, как борется со своими прыщами. Тут без комментариев.
С этими господами мы как-то не срабатываемся
С этими господами мы как-то не срабатываемся

3. Люди, которые меняют места работы каждые 2-4 месяца. Кажутся ненадежными и неопределившимися. Что делать, если вы в начале карьеры и весь вас прошлый путь - это и правда вот такие подобные подработки, или вам действительно настолько не везло с местами работы? Не указывайте их все - оставьте те, где вы получили максимально ценный и релевантный опыт.

4. Те, у которых полная дичь в соцсетях. Что такое "дичь", наверное, объяснять не буду, т.к. это понятие субъективное. Что для меня дичь, для кого-то норма. Но приведу примеры дичи для меня - чернушный юмор, подписка на соответствующие паблики, а также паблики 18+, жизненная позиция, категорически не совпадающая с моей (и активно транслируемая).

Кто не проходит дальше собеседования

Дальше я начинаю общаться с людьми напрямую, и вот, кто не получит приглашения на стажировку:

1. Те, кто забыл про собеседование и вообще не пришел. Могу простить опоздание (в пределах разумного), но не полную забывчивость.

2. Люди, которые говорят глупые вещи. "А вы оформляете официально? А то я на прошлом месте работы очень долго болела, и мне не оплатили больничный" - явно не то, что хочет услышать потенциальный работодатель. И да, мы оформляем и оплачиваем, но начинать беседу с такого нам кажется странным.

3. Люди, которые вообще ничего не знают про нашу компанию. Если человек дошел до этапа личной беседы, но не потрудился узнать, куда же конкретно его собеседуют и чем занимается компания, возникает уверенность, что ему/ей нужна не ЭТА работа, а вообще любая работа. И, пожалуй, стоит поискать кого-то, более заинтересованного именно в нас.

4. Те, которые тотально не на нашей волне. Всё-таки хочется работать с близкими по духу людьми - нам с ними общаться бОльшую часть активного рабочего дня. И если человек зажатый, молчаливый, социофобный, не интересуется тем, чем мы занимаемся (пример конкретно про нас - не читает книги, не интересуется творчеством и хэндмейдом и тд) , то нам с таким персонажем будет трудно, и ему с нами тоже.

5. Те, кто не справился с тестовым заданием. Когда мы приглашаем заинтересовавших нас кандидатов на собеседование, мы сразу рассылаем небольшое тестовое задание, которое даст приблизительное понятие о служебных обязанностях. Есть те, кто его даже не пытается сделать и исчезают, есть те, кто пробуют и сразу говорят "это не моё". Это сильно сужает круг поисков (что хорошо, когда кандидатов слишком много) и облегчает процесс выбора и нам, и кандидату.

-4

А что дальше?

Дальше более-менее успешно прошедшим собеседование кандидатам мы предлагаем пройти тест на внимательность и тест на тип личности.

Тест на внимательность мы сделали сами после того, как у нас поработала ТОТАЛЬНО невнимательная девочка, которая переделывала всё по 3-4 раза (я не шучу). Когда дело касается такой работы, как, например, заполнение карточек товара на сайте, или заведения накладных, подобная невнимательность становится критичным моментом. Поэтому я разработала небольшой тест, который позволяет не тратить время на людей, с которыми мы всё равно не сработаемся, а людям - не тратить время на неподходящую им работу.

Тест на тип личности не является определяющим для принятия решения о найме, но даёт достаточно четкое понимание о том, какой у человека стиль работы и как с ним лучше общаться и взаимодействовать. Этот тест у нас появился после того, как я (тип личности - Командир) задавила своим авторитарным типом управления нескольких чувствительных к критике работников (тип личности - Посредник). Теперь я сразу понимаю, как кому делать замечания, кого категорически нельзя критиковать, а кого не нужно контролировать на каждом шаге и дать им больше свободы. А мои сотрудники теперь знают, что я не злобный монстр, а просто требовательная и слишком радеющая за свое дело, и претензии, если они есть, у меня не к ним, как к личностям, а к их действиям.

Из забавного - после регистрации нашего товарного знака DARI DARI к нам на работу стали приходить девушки по имени Дарина. У меня в жизни не было ни одной знакомой с таким именем, а теперь у нас работает менеджер Дарина (с осени 2022 года), в феврале 2023 г. пришла вторая Дарина, но в июне ей пришлось уйти по семейным обстоятельствам, и вскоре у нас появилась третья Дарина - дизайнер-иллюстратор. Вот такая магия «DARI»💫

Так и происходит у нас процесс найма сотрудников, надеюсь, вам было интересно, будем рады прочитать в комментариях про ваш опыт найма или устройства на работу😌