Найти в Дзене
Нижегородский Мечтатель

Война за Лимбургское наследство. Дела архиепископские и поиск союзников

В принципе, граф Адольф Берг понимал, что архиепископ его не поддержит, так и случилось. Отношения со знатью у этих герцогов-архиепископов (Кельнский духовный властитель являлся одним из семи курфюрстов-электоров, выбиравших короля Германии) были довольно сложные - и границы у герцогства четко не определены, и вассалы при поддержке императоров постоянно расширяют свои права, мутят воду в городах, да и прочее.

Архиепископ Энгельберт I
Архиепископ Энгельберт I

Вот и действующий князь-прелат Зигфрид фон Вестербург, не желал усиления одного из своих вассалов. Самое занятное, что совсем недавно, другой архиепископ Кельна был рьяным поборником превалирования мужского права над женским, и касалось это как раз графства Берг. Архиепископ Энгельберт I Берг-Альтена (годы правления 1216-1225), был младшим братом графа Берга Адольфа III. В 1218 году последний скончался в Крестовом походе, сыновей у него не было, но по всем законам, наследовать ему должна была дочь Ирменгарда (указанная выше, как жена Генриха IV, герцога Лимбурга, в то время еще наследника своего отца).

Однако, алчный дядюшка-архиепископ тут же наложил лапу на наследство племянницы: а как же - он же брат почившего графа, ближайший наследник по мужскому колену. Ну, а то, что он лицо духовное (собственно, поэтому в церковь и «отдавали» младших сыновей - во избежание наследственных неурядиц), так это несущественно, когда дело касается богатого прирейнского графства.

Валеран III, герцог Лимбург, разумеется, не согласился с таким попранием прав своей снохи (зря что ли он искал своему сыну богатую жену, а будущему внуку лишнее графство?), но конфликт был скоротечным и не слишком кровопролитным.

Мемориал на месте гибели архиепископа Энгельберта
Мемориал на месте гибели архиепископа Энгельберта

Уже в 1220 году стороны договорились - архиепископ так и сидит светским сеньором в Берге, но наследуют ему Ирменгарда и её дети, в принципе другого варианта и быть не могло. При этом Ирменгарда с супругом получали часть доходов с графства.

Вовремя все же заключили мир, не раздувая конфликт, тем более что совсем скоро в 1225 году, жадный дядюшка не пережил очередного заговора вассалов и был убит своим двоюродным племянником Фридрихом Изенбергом. Надо сказать, что архиепископ Энгельберт принял смерть не кротко, как смиренный агнец Божий, а так как жил – по-рыцарски и с мечом в руке. Архиепископ попал в засаду, устроенную на него родственником (тоже знатным разбойником), челядь разбежалась и пришлось принимать бой в одиночку.

Ну, а теперь все поменялось. К слову, еще один предыдущий иерарх Кельна – Конрад Гохштаден, был родным дядей Адольфа V (братом матери), но он скончался в 1261 году и граф Берг не мог надеяться с этой стороны на поддержку. Однако Адольф Берг приискал более чем достойный выход из ситуации - он продает свои права на Лимбург богатому и энергичному герцогу Брабанта Жану I (1253-1254). Иск Жана Брабантского на получении купленного им владения был отклонен королем, но это опять же было ожидаемо. Все понимали, что дело будет решаться в полях, а не в судах.

Более поздняя карта, но земли все те же
Более поздняя карта, но земли все те же

Вот теперь тучи стали сгущаться на Райнальдом Гелдерном - герцог Брабанта вполне мог одолеть его и один. Пришлось ему изыскивать союзников, за ними дело не встало, первый и самый главный из них прямо сам навязывался - никто иной как архиепископ Кельнский Зигфрид Вестербург. Отношения кельнского электора с герцогами Брабанскими к этому времени окончательно испортились. На сторону же Жана Брабантского переметнулись два вассала архиепископа - Адольф Берг (что вполне понятно) и его зять (муж сестры) Эберхард, граф Марк.

Спор за наследство плавно перерос в крупномасштабный региональный конфликт за влияние на Северо-Западе Империи. Герцог Брабанта стремился прирасти территориями, его новые союзники желали того же, а еще избавиться от сюзеренитета архиепископа-герцога. Патриции и горожане Кельна с давних пор отстаивавшие свои вольности, также воспользовались случаем и выступили против своего сюзерена на стороне коалиции Жана Брабантского.

Герб Вестербургов
Герб Вестербургов

Архиепископ Зигфрид и Райнальд Гелдернский, конечно, не остались изолированы, к ним примкнули несколько германских сеньоров (в том числе и будущий король Германии Адольф Нассау, его жена была сестрой жены брата архиепископа), но самыми интересными из союзников в контексте этой истории были Люксембурги - граф Генрих VI и его брат Валеран.

Жан I Брабантский (сын Генриха III)
Жан I Брабантский (сын Генриха III)

Люксембурги, если взглянуть на династическую схему также имели права на Лимбург, собственно, это младшая ветвь рода Лимбург-Арлон - они стояли в очереди как раз за Адольфом, графом Бергом. Столкновения начались уже в 1283-ем, лимбургская знать значительной частью осталась на стороне Райнальда Гелдерна и захватить герцогство нахрапом у Жана Брабанского не вышло. Целых пять лет конфликт был вялотекущим, так, небольшие стычки, подковерные интриги. Хотя территория собственно Лимбурга пострадала при этом весьма серьезно. Но к 1288 году противостояние коалиций выходит на новый уровень. Всё дело оказалось в любопытном положении Люксембургов.

Генрих V Белокурый Люксембург
Генрих V Белокурый Люксембург

Предположу, что с самого начала граф Генрих VI и его брат раздумывали над несколько абсурдной ситуацией своего участия в этой замятне. Ведь война должна закончится победой одной из сторон, не так ли? Если победит Жан, он и станет новым герцогом Лимбургом. Но если победит коалиция архиепископа, то герцогом останется Райнальд, и скорее всего не пожизненным, а уже наследственным с полным правом. Выходит, что Люксембурги сами куют победу Райнальду, сохраняя за ним герцогский титул, на который он лично не имеет никаких кровных прав, в то время как у самих Люксембургов этих прав предостаточно. Получается ... как-то глупо и немного странно.

Еще в 1284-ом Люксембурги участвовали в съезде всех возможных наследников Лимбурга, но к общему решению тогда не пришли. Наконец, к весне 1288-го был сделал четкий выбор, и долгая «тихая» фаза войны завершилась.