Коллекторы — это специалисты, которые занимаются работой с проблемными заемщиками, то есть должниками. Основная задача коллекторских агентств — принять меры для того, чтобы обладатель тех или иных финансовых обязательств все же произвел выплату. В компанию Умный должник регулярно обращаются граждане, которые попали в сложную ситуацию. Один из вопросов, которые задают нашим юристам — как коллекторы получают данные? Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Как работают коллекторы: история и современность
Изначально сфера кредитно-денежных отношений как таковых появилась в России в начале девяностых. Тогда действия сторон не были регламентированы или ограничены, поэтому все вопросы решались обычно на основании устных договоренностей. А если кто-то не вносил платежи вовремя — его ждали крупные неприятности, вне зависимости от причин невыполнения обязательств.
Отчасти именно поэтому к слову «коллектор» отношение и сейчас крайне негативное. Хотя на самом деле законодательство регламентирует данную область довольно детально:
- выполнять коллекторскую работу могут только официально зарегистрированные агентства;
- ограничены временные интервалы для общения с должником, так же как и частота звонков или отправки сообщений;
- само общение не должно включать в себя элементы физического или психологического насилия.
Когда агентства допускают нарушения, пострадавшие вправе защищать свои права. Ответственность за допущенные противозаконные действия может быть как административной, так и уголовной.
При этом, помимо правовых изменений, произошли и технологические. Раньше все сведения о тех, кто остался должен кредитору, передавались из рук в руки. Никакого контроля не существовало, как и баз данных, и кредитной истории в современном представлении. Как же обстоят дела сегодня?
Принципы работы коллекторов: основы
Агентства, которые занимаются проблемными заемщиками, действуют, как правило, по одной из двух стандартных схем:
- коллекторы выкупают права на долг у банка или микрофинансовой организации (МФО) по договору цессии, после чего сами приобретают статус кредиторов;
- банк или МФО обращается к коллекторам в рамках агентского договора для работы с должником, но права на саму задолженность остаются у изначального кредитора.
Нельзя однозначно утверждать, в какой именно момент организация, выдавшая кредит или заем, начинает рассматривать обращение к коллекторам в качестве основного варианта. Этот вопрос не регламентируется законодательно до сих пор.
Можно определить лишь общие критерии, по которым заемщиков обычно начинают считать проблемными:
- платежи не поступали на протяжении двух месяцев или дольше;
- должник перестал отвечать на звонки и сообщения;
- служба судебных приставов уже подключалась к работе, но не смогла оказать помощь во взыскании задолженности;
- услуги кредитования оказывались дистанционно — либо должник уехал в другой город или регион.
У небольших МФО план действий может варьироваться в зависимости от ситуации. Совсем иначе дела обстоят у банков. Наиболее крупные из них могут вообще не продавать задолженности. Другие могут, чтобы не слишком сильно снижать ликвидность, обращаться к коллекторам при сумме финансовых обязательств на уровне 70 тысяч рублей или более.
Коллекторские агентства нередко покупают задолженности за сумму порядка трети от их текущей стоимости или даже меньше. Поэтому они так что предлагают должникам погасить долг со скидкой.
Хотите узнать, как работают коллекторы? Желаете защитить свои права, если они были нарушены? Юристы компании Умный должник проконсультируют, обеспечат сопровождение, помогут списать долги. Связаться с нами можно через сайт или по телефону +7 960 076 91 75.
Еще полезные сведения — на сайте Умный должник и в нашей группе ВКонтакте.