Найти в Дзене
Александр Дедушка

Св. Серафим Саровский о вкусной и невкусной пище. Как «вкусняшки» влияют на нашу духовную жизнь?

Св. Серафим Саровский кормит медведя
Св. Серафим Саровский кормит медведя

Хотим ли мы этого или не хотим, еда занимает большое место в нашей жизни. Даже слишком большое.

Об этом говорят переполненные продуктовые рынки, магазины, лавки и супермаркеты, а также наши холодильники, набитые снедью.

Помните, раньше были популярны книги о «вкусной и здоровой пище»?

И хотя в них, всегда проходило стремление гармонично сочетать эти две характеристики еды, на практике же получалось, что полезная пища была недостаточно вкусна, а вкусная недостаточно полезна.

И мы оказываемся на перепутье. Что выбрать?

И ведь при внешнем стремлении к «здоровой» пище, у нас подспудно или даже явно стоит стремление к «вкусной», и чаще всего между вкусной и здоровой пищей мы выбираем первую.

Казалось бы, все это весьма далеко от каких-либо духовных вопросов и просто-напросто свидетельствует о нашем извращенном вкусе.

Мало ли в нас других извращений? Особенно в нынешнее время!

Но оказывается, с этим «извращением» всегда и во все времена было так. И даже святые были вынуждены уделять внимание «пищевому» вопросу.

Что же по этому поводу думал наш великий святой Серафим Саровский?

Вот что он однажды заметил:

«В рассуждении пищи должно наблюдать и то, чтобы не разбирать между снедями вкусными и невкусными. Это дело, свойственное животным, в разумном человеке недостойно похвал».

Уф!.. Вот оно, оказывается, как!

А мы-то думали, что покупая и позволяя себе очередную «вкусняшку», ничего особенного не делаем. Подумаешь – чуть подфартили собственному вкусу и ублажили собственное чрево!..

А оказывается, в очередной раз уподобились животным. А поскольку таких «очередных разов» бывает много, собственно, почти всегда, когда мы не сильно больны и поневоле должны соблюдать диету… То – вывод напрашивается сам собой.

Мы ведем себе как животные, и зачастую ими и являемся. Во всяком случае по отношению к пище точно.

Но в чем же смысл удержания себя от «вкусняшек»?

Да, собственно, ответ уже прозвучал – чтобы не уподобиться животным. Животное ничто не удержит от поедания того, что ему более всего соблазнительно для вкуса. Но на то оно и животное.

Собственно, когда мы наслаждаемся «вкусняшками», наслаждаемся не мы сами. В нас наслаждается животное.

Та самая животная плоть, для которой пища (наряду с сексом) и является высшей мерой вожделения и наслаждения.

Но человек это не только плоть… И батюшка Серафим особо по этому поводу замечает:

«Отказываемся же мы от приятной пищи для того, чтобы усмирить воюющие члены плоти и дать свободу действиям духа».

Да, получается так. Человек, который не может даже на время запретить себе разные «вкусности» уподобляется животному и может забыть о своей духовной жизни, если вообще хоть когда-нибудь задумывался о ней.

Удивительно и даже страшновато становится. Оказывается, наш вкус – это одна из точных мер нашей животности.

Точнее - мера следования своему пищевому вкусу – есть мера нашей животности.

Если мы всегда стремимся к вкусной пище – мы есть конченные животные!

Вывод кажется слишком категоричен, но по сути-то истинен.

Наша плоть в пище проявляется себя через чувство голода и вкуса. Но поскольку мы о голоде давно уже забыли, значит, остается только вкус.

И если только он руководит нами в выборе пищи – мы полностью уподобляемся животным. Ведь это именно голос плоти – усладить чрево очередной «вкусняшкой».

Услаждаем – и порабощаем себя.

Услаждаем всегда – и попадаем в рабство к чреву навеки. То есть до скончания века этого самого чрева.

Перспективка грустная. Особенно для христианина.

Есть о чем задуматься.

Еда
6,93 млн интересуются