Здравствуй, дорогой читатель! Доллар пробил 90 рублей и уверенно идет дальше. Тем временем ЦБ продолжает петь песню "все хорошо, прекрасная маркиза".
Заявления сводятся к тому, что виноват во всем торговый баланс, а Банк России устроит любой курс рубля. Однако сокращение торгового баланса не единственный фактор.
Существенным образом влияет сокращение внешнего долга и вывод капитала.
С внешними долгом проблема в отсутствии возможности рефинансирования. В существующей системе долги гасятся частично, а частично — продлеваются. Если говорить упрощенно, то заемщикам это выгодно, поскольку не отвлекает деньги из оборота для погашения основного долга. И если происходит погашение одного выпуска облигаций, то надо размещать следующий.
Сейчас долги приходится гасить. Эффект от этого аналогичен вывозу капитала. За последние 1,5 года с 1 января 2022 по 1 июля 2023 объем погашения долга составил примерно 120 млрд долларов. До конца года предстоит погасить еще около 40 млрд.
Заместить этот объем можно было бы заимствованиями в дружественных валютах, если бы были соответствующие механизмы. Но, насколько я понимаю, желающих их разрабатывать не нашлось. Ответственные за финансовую стабильность либо не смогли этого сделать, либо делать и не собирались.
Про вывод капитала уже тема избитая. Можно здесь просто привести статистику:
С 1 квартала 2004 года по 2 квартал 2014 отток капитала составил 670 млрд долларов в категории "прочие инвестиции".
Со 2 квартала 2014 по 2 квартал 2021 вывод в целом балансировался притоком.
Далее начался резкий отток капитала, после начала СВО он составил несколько сотен миллиардов долларов, достигнув рекордных цифр. Оценки разнятся от 160 млрд до 250 млрд.
Естественно, такой объем давит на рубль. В прошлом году эта ситуация компенсировалась перекосом в торговом балансе: экспорт в стоимостном выражении зашкаливал, импорт в какой-то момент перестал работать.
Сейчас торговый баланс перекосило в другую сторону.
Однако это не причина делать вид, что все хорошо.
Кроме очевидного разгона инфляции за счет импорта готовой продукции, слабый рубль сделает дороже импорт оборудования. С таким падением инфляция скоро перейдет к росту, оказавшись выше 10%. Этим Банк России планирует руководствоваться при пересмотре ключевой ставки.
Ее повышение может составить сразу 1% до 8,5%. Это сократит возможности для правительства поддерживать рост реального производства и негативно скажется на финансовых показателях оборонки и ее смежников.
Более того, постоянные колебания курса делают невозможными длинные инвестпроекты: рассчитывать показатели на несколько лет вперед в таких условиях невозможно.
Отдельная история — валютная выручка экспортеров, которую разрешили оставлять на счетах в зарубежных банках. Мало того, что ее продажа за рубли могла бы поддержать курс, так мы еще оставляем свои деньги в чужой экономике, они не работают на нас.
Исправить ситуацию можно
Достаточно на первом этапе ограничить вывоз капитала и обязать экспортеров продавать валютную выручку, которая сейчас остается на счетах в иностранных банках. Эти меры принимались в прошлом году, но потом ЦБ и Минфин постепенно их ослабляли, приведя ситуацию к фактической полной отмене.
Возврат к ограничениям 2022 года позволит замедлить развитие негативного сценария и выиграть время для принятия других мер.
Правда, "другие меры" это изменение финансовой системы в целом. Для нужно событие масштабов Бреттон-Вудской конференции.
Поэтому пока ЦБ будет говорить, что все нормально, и любой курс рубля их устроит (это почти дословная цитата). Греф будет рассказывать, что курс откатится.
Ну а мы с вами внимательно следить за ценниками в магазинах.