Найти в Дзене
Моя точка зрения

"Одноэтажная Америка" И. Ильф, Е. Петров: АвтоГигант Генри Форда и его первый электромобиль

Источник фото: https://www.drive2.ru/b/3096491
Источник фото: https://www.drive2.ru/b/3096491

"Наш Кар торжественно въехал в то самое место, где его сделали только несколько месяцев тому назад, в город Дирборн - центр фордовской автомобильной промышленности. Боже ты мой! Сколько мы увидели здесь каров благородного мышиного цвета! "

Во время путешествия по Америке советские сатирики не могли не посетить центр притяжения всех автолюбителей - завод Генри Форда.

Форд был первым кто внедрил новые методы и принципы в сфере автомобилестроения, что позволило выпускать машины по доступным ценам. Занять лидирующие позиции на транспортном рынке Америки помогло внедрение в производственный процесс конвейерной системы с чётким разделением должностных обязанностей, а также привлечение неквалифицированной рабочей силы.

"По застекленной галерее, соединяющей два корпуса, в желтоватом свете дня медленно плыли подвешенные к конвейерным цепям автомобильные детали. ..... На главном фордовском конвейере люди работают с лихорадочной быстротой. ...... Труд расчленён так, что люди конвейера ничего не умеют, у них нет профессии. Рабочие здесь не управляют машиной, а прислуживают ей. Поэтому в них не видно собственного достоинства, которое есть у американского квалифицированного рабочего. Фордовский рабочий получает хорошую заработную плату, но он не представляет собой технической ценности. ..... У Форда работают мексиканцы, поляки, чехи, итальянцы, негры. "

Привлекая иммигрантов на производство Форд помогал снизить социальную напряжённость в Детройте. Обеспечивая им достойный заработок и помогая ассимилироваться в американское общество, Генри Форд не забывал и про неизменный принцип ведения бизнеса - "выгодно-невыгодно":

" Загремел звонок, конвейер остановился, и в здание въехали маленькие автомобильные поезда с завтраком для рабочих. Не умывая рук, рабочие подходили к вагончикам, покупали сендвичи, помидорный сок, апельсины - и садились на пол.

- Сэры, - сказал мистер Адамс, внезапно оживившись, - вы знаете, почему у мистера Форда рабочие завтракают на цементном полу? Это очень, очень интересно, сэры. Мистеру Форду безразлично, как будет завтракать его рабочий. Он знает, что конвейер всё равно заставит его сделать свою работу, независимо от того, где он ел - на полу, за столом или даже вовсе ничего не ел. Вот возьмите, например, "Дженерал Электрик". Было бы глупо думать, сэры, что администрация " Дженерал Электрик" любит рабочих больше, чем мистер Форд. Может быть, даже меньше. А между тем у них прекрасные столовые для рабочих. Дело в том, сэры, что у них работают квалифицированные рабочие и с ними надо считаться, они могут уйти на другой завод. Это чисто американская чёрта, сэры. Ни делать ничего лишнего. Не сомневайтесь в том, что мистер Форд считает себя другом рабочих. Но он не истратит на них ни одной лишней копейки. "

Помимо завода Ильф и Петров посетили музей машин.

"Музей ещё не готов. Но замечательные экспонаты доставлены сюда со всего мира.....

Может быть, Форд и сам ещё не знает, как будет выглядеть его музей. Здесь не чувствуется руководящей идеи в устройстве отделов и расстановке экспонатов. Форд торопится.

Источник фото: https://commons.m.wikimedia.org/wiki/File:Ford_experimental_electric_car_(1914).jpg
Источник фото: https://commons.m.wikimedia.org/wiki/File:Ford_experimental_electric_car_(1914).jpg

Несмотря на всю поспешность и бессистемность в организации музея, выставка, просвещённая Тому Эдисону была закончена и занимала центральное место в одном из филиалов музея - Форд из Менлопарка перенёс старую лабораторию Эдисона.

Особое отношение к изобретателю лампы накаливания объясняется тем, что Томас Эдисон был не только другом Генри Форда, но и его партнёром в проекте создания электрического автомобиля.

Как говориться, всё новое - это хорошо забытое старое. В настоящее время, автомобильные концерны активно выпускают электромобили. Но не всё знают, что первые попытки создания электрического автомобиля начались в 1903 году. А в 1914 году Форд и Эдисон спроектировали первый прототип электромобиля Edison-Ford.

К сожалению, Первая мировая война не позволили довести проект до логического завершения и идея создания электрического автомобиля была забыта на многие десятилетия.

Часть 1: Путешествие начинается

Часть 2: Прекрасный и ужасный Нью-Йорк

Часть 3: Выгодно-невыгодно

Часть 4: Провинциальная Америка

Часть 5: Вся жизнь в кредит

Часть 6: Авто-Гигант Генри Форда и его первый электромобиль

Часть 7: Уродливый Чикаго и город детства Марка Твена

Часть 8: Коренные жители Америки и немного о тех, кто изменил ее облик

Часть 9: Слава - это товар!

Часть 10: Русские "индейцы" в Америке

Часть 11: Уродливый лик Голливуда и его жертвы (от С. Крамарова до Н.Андрейченко)

Часть 12: Спонсоры войны

Часть 13: Плюсы и минусы американского общества