Найти тему
Э-эскизы

О жизни «по понятиям» и ветеранах БД на примере фильма «Джентильмены удачи»

Евгений Леонов в фильме реж. Серого "Джентельмены удачи", 1971, "Мосфильм"
Евгений Леонов в фильме реж. Серого "Джентельмены удачи", 1971, "Мосфильм"

Собственно, на канале уже был материал на тему этого фильма режиссера Серого. Тогда я коснулся только спортивных аспектов этого кино. Мне кажется, сегодня такой момент, что надо поговорить о более серьёзных вещах и смыслах, которые помещены и заключены там, скорее всего даже и не сознательно, а подсознательно его основными создателями.

История создания

Фильм и сейчас пользуется популярностью, периодически показывается даже и на центральных каналах ТиВи. Много сказано и про историю его создания, поэтому повторю очень коротко и тезисно. Авторами сценария значатся Данелия м Виктория Токарева, но очевидно, что без участия Серого, отсидевшего 3 года за нанесение в состоянии аффекта (ревность) тяжких телесных, повлекших устойчивый вред здоровью (удар молотком по голове – инвалидность), сценарий из жизни ЗК, ментов и ВОХР никак не мог состояться. Но денег Серому за сценарий не дали. С другой стороны, во время съёмок у Серого диагностировали рак, он часто был в больничке, многие сцены снимались под руководством Данелия.

Фильм снимался в 1971-м, а в 1972-м стал абсолютным лидером проката с аудиторией около 70 млн.

Так в чём же секрет такой бешеной популярности?

Противопоставление Доцент – Ветеран ВОВ (завДетсада)

Надо сразу отметить, что «Доцент» - ведь очень неординарная личность! Одно его «я чувствую, я всегда чуствую!» чего стоит! Ну и в целом, среди уголовного элемента (по крайней мере в те годы) мог возвыситься только безусловно умный и разносторонне талантливый человек.

И вот ему изначально противопоставляется какой-то просто «плюшевый мишка»! Живёт с мамой, работает в дедсаду, учит детишек изображать волка, а сам вроде бы – вылитый баран! Однако постепенно, к удивлению зрителя, оказывается, что этот «плюшевый мишка» вполне достойно замещает «матёрого волка» Доцента. И если отношение подчинённых «шестёрок» (герои Крамарова и Вицина) ещё как-то можно объяснить внешним сходством и инерцией отношений в устойчивой преступной группе, то отношение сокамерников, а позднее и Василия Алибабаевича – уже чистая заслуга самого «плюшевого мишки». А на войне или в тюрьме люди всегда очень тонко чувствуют, что каждый из них из себя представляет.

Понятным образом этому обстоятельству быстро находится объяснение – «хороший герой» Леонова оказывается ветераном ВОВ, офицером-разведчиком. Тут надо сказать, что совсем не случайно не танкистом или артиллеристом, а именно разведчиком, которому приходилось лично убивать ножом или просто руками, и как бы не поболее, чем Доценту.

Убийства на войне за Родину даже Церковь приветствует, однако душа-то болит, оттого и детский сад – вроде как бы схима, самим на себя наложенная, однако, если снова в поход, если Родина зовёт, то наш бронепоезд…ну и так далее.

Победа «хорошего» над «плохим» закономерна для времён СССР, ныне всё совсем не так однозначно.

Музыка

Имела огромное значение для советских фильмов. Средний фильм с музыкальными хитами становился бестселлером. Хороший с неудачной музыкой (и пением) проходил незаметно. В «Джентельменах…» Данелия (уверен, что именно он принимал решение) сыграл наверняка – композитор Геннадий Гладков с уже известным хитом «Проснись и пой» (спектакль Театра Сатиры), плюс мимишные «белые снежинки» уже гарантировали как минимум нейтральность зрителя. Да плюс ещё основная мелодия, которая стала хитом и на которую народ сам писал слова, например вот такие:

Один московский кент по прозвищу «Доцент»
Узнал об исторической находке
Условное забыл, друзей предупредил,
Отправился за шлемом Македонским.

И вот они идут — три вора и верблюд,
Идут уже не первую неделю...
Косой кричит — «Помру!» Доцент — «Я пасть порву!
Канай отсюда, тухлая редиска!!!»

На шухере — Косой, его верблюд облил
Своею неприличною слюною.
Косой кричит — «Умру!», Доцент: «Я пасть порву!»,
А Хмырь сидит с подзорною трубою.

Стемнело — стали брать тот шлем, что отыскать
Учёным посчастливилось в пустыне.
И вот везут с собой клад греков золотой,
Боятся, что легавые настигнут.

В Петровке есть отдел, там хитрый план созрел
И быстро окружили всю малину.
Схватили всех дружков, но шлема не нашли,
Который в прорубь тихо утопили.

И вот братва сидит, хозяин сторожит,
А в МУРе двойника нашли, что надо.
Он должен разузнать, как шлем ему достать
И где найти концы большого клада.

В доверие вошёл и как сбежать нашёл
И спрятал банду в бочке от цемента.

И до Москвы довёз под поездом братву
И начал вычислять своих клиентов…..

Это лишь один из вариантов, быстро нашедшийся в сети, не лучший, а их были сотни.

Заключение

Секрет популярности очень прост – народ почувствовал правду про себя! Причём разные слои и страты. Фронтовикам в 1971-м было 45 – 60 лет – совсем не возраст для переживших ВОВ. В то же время криминализация страны шагала семимильными шагами. Причиной были, с одной стороны, последствия резкой смены деревенского уклада (по нему и в бараках жили) на городской из-за мощной индустриализации 1960-х, совмещённой с хрущёвским жилстроительством, с другой стороны – с реформами Косыгина-Либермана.