Фильм 1988 года «Без единой улики» логичнее именовать «Без малейшего понятия», что было бы более точно и по форме, и по смыслу. Впрочем, в данном случае наименование кинокартины не столь важно, как то обстоятельство, что она дала старт для многочисленных интерпретаций образа великого сыщика.
Конечно, его актуализацию можно выводить из фильма «Нулевой эффект» (1998),что дало импульс для развития образов, созданных уже позже Бенедиктом Камбербертчем и Джонни Ли Миллером.
Хотя именно в указанном случае речь идет о деконструкции прародителя всех частых детективов, что было успешно использовано как Гаем Ричи, так и российским режиссером Андреем Ковуном.
Опять же киношный прием «как было на самом деле» стал активно использоваться применимо ко многим фигурам мировой культуры: от Эдгара Аллана По до Николая Гоголя. Хотя в рекомендуемом нами фильме Холмс – это всё-таки выдуманная фигура. В реальности существует лишь родивший его на страницах своих рассказов доктор Джон Уотсон.
Есть лишь одно небольшое неудобство: публика, равно как политики и Скотланд-Ярд настолько поверили в существование «великого» Шерлока Холмса, что тот просто обязан материализоваться. В итоге предпринят своего рода подлог. Холмса играет специально нанятый актер.
И всё было бы ничего, если бы персонаж Майкла Кейна (мнимый Шерлок Холмс и действительный актер Реджинальд Кенкейд) не обладал набором весьма неподобающих для известного сыщика качеств: он любит выпить, подглядывает за девицами и вообще слывет гулякой и повесой. Что рождает массу неудобств, как во время расследования, так и по его завершению.
В итоге в определенный момент Уотсон уволил своего «напарника», мол, с этого момента дознания веду я сам и только я сам. Но не тут-то было. Миру нужен именно Шерлок Холмс, а тот мало того, что оказался пьян в стельку, так ещё и поразительно глуп.
Но когда речь заходит о зловещем плане, составленном профессором Мориарти, то не совсем понятно, на кого ведет охоту «злой гений»: на действительного или мнимого сыщика. И дабы выжить, оба персонажа, живущие на Бейкер-стрит, позарез нужны друг другу.
Получился уморительный криминальный симбиоз. Один тащит на себе дело, поскольку умный, второй исполняет представительские функции, так как известный. Но под угрозой находятся оба в равной степени.
В итоге Том Эберхард («Единственный выживший») создал не просто смешную криминальную комедию, но умелую стилизацию под фильмы 50-ых годов. Иногда с трудом верится, что лента вышла на экраны уже на излете 80-ых.