На первой за полвека крупной выставке коллекции Дюрера манчестерский музей Уитворта демонстрирует уникальное искусство немецкого художника и рассказывает о источниках его вдохновения.
Предприниматели во все времена обожали тратить свои несметные богатства на приобретение и коллекционирование произведений искусства. И поэтому, когда текстильные магнаты Манчестера в конце 19-го и начале 20-го веков начали собирать гравюры Альбрехта Дюрера, произошло непредвиденное.
Дюрер, великий художник эпохи Возрождения в Нюрнберге 15-го и 16-го веков, стал применять совершенно новые методы в создании гравюр, и его искусство повлияло на многие изобретения, которые стремительно создавались в экономически изменчивом мире вокруг него. Таким образом, он прославлялся с точки зрения искусства, а его труды олицетворяли всеобъемлющее новаторское настроение, которое разделяли владельцы предприятий, гордившиеся тем, что вносят свой вклад в развитие передовых технологий.
Именно эти меценаты основали художественную галерею Уитворта в Манчестере в 1889 году, и многое из этих произведений позже стало основой ее постоянной коллекции, включая офорты и ряд штриховых гравюр Дюрера на дереве и бумаге. Эти работы теперь являются предметом новой выставки в галерее – первой демонстрации коллекции Дюрера более чем за полвека.
“Увлечения Дюрера путешествиями и природой были очень хорошо освещены на протяжении многих лет”, – говорит куратор музея Эдвард Х. Вук. “Поэтому мы хотели бы изучить его материальный мир: вещи, которые занимали важные позиции в его жизни и творчестве”.
На выставке гравюры Дюрера соседствуют со многими предметами, которые он изображает: от книг и тканей до доспехов, керамики, научных приборов, часов и мебели. То, что он так часто изображает современные технологии, вполне объяснимо. Будучи сыном ювелира и специалиста по работе с металлом, Дюрер вырос в Нюрнберге, который в то время был средоточием изобретений и мануфактур, где также царил интернационализм. Семья Дюрера происходила из нынешней Венгрии, – города, где столкнулись сферы науки, торговли и новаторства.
Гений Дюрера распространялся и на коммерческую сферу. Он усмотрел большое будущее одной из самых передовых технологий своего времени – печатного станка. В то время как картина – это объект в единственном лице и в одном месте, гравюры могут быть повсюду, что помогло ему широко разрекламировать себя и свои работы. Он столь же проницательно относился к защите прав собственности своих трудов, которые часто нарушались любителями нажиться за чужой счет. Считается, что он был одним из первых, кто подал судебный иск об интеллектуальной собственности, а его рекламная монограмма, используемая для идентификации его работ, стала одним из самых узнаваемых символов его эпохи.
Становится очевидно, насколько это будоражущее сочетание дизайна, промышленности, маркетинга и, в конечном счете, выгоды было привлекательным для общества предпринимателей. Но за всем этим скрывался творческий феномен. Предметы окружающего материального мира, от обыденных инструментов, таких как ножницы и сосуды для питья, до приборов для расчета движения планет – Дюрер изображал настолько уникально, что по сей день мы с удивлением узнаем тот или иной объект повседневности на его работах.
“Это взаимодействие с миром убедительное и узнаваемое”, - говорит Вук. “Он воссоздает коллосальную эмоциональную отдачу, которую эти предметы вызывают у людей, независимо от того, приобретают они их, выставляют на всеобщее обозрение или просто используют”.
Несколько работ с выставки …
Заклятый враг Альбрехта Дюрера (Великая удача), 1501
Богиня держит золотой нюрнбергский кубок, похожий на те, что были созданы в мастерской отца Дюрера. Изображая этот роскошный предмет, он рекламирует не только ремесло своего отца, но и свой собственный талант по воссозданию такой роскоши.
Святой Иероним Альбрехта Дюрера в его кабинете, 1514
Изображение повседневных предметов Дюрером в традиционных образах христианской набожности переносит мифическое в сферу непосредственного. Здесь Иероним, переводчик Библии на латынь, окружен новейшими изделиями Нюрнберга в те дни: книгами в переплетах, подсвечником из латуни, мебелью.
Меленколия I Альбрехта Дюрера, 1514 г.
Изображение этой глубокой задумчивости подвергалось множеству различных интерпретаций, но в его основе лежит изобилие измерительных приборов того времени: песочные часы, циркули, весы, линейка и другие предметы отражают мир, в котором жизнь людей все больше зависела от точности во времени и измерениях.
Портрет Альбрехта Дюрера, выполненный Лукасом Килианом, 1608 г.
Этот портрет Дюрера, выполненный немецким гравером Лукасом Килианом через 80 лет после смерти художника, свидетельствует о его непреходящей славе. Понимание Дюрером новых технологий позволило ему значительно повысить свои мастерство и репутацию. Он был далеко не первым гравером, но первым, кто заработал настоящее признание.
"Рыцарь, смерть и дьявол" Альбрехта Дюрера, 1513 (самое верхнее изображение)
Дюрер происходил из семьи мастеров по металлу, и этот загадочный этюд – одна из его самых известных гравюр – иллюстрирует его живой интерес к доспехам того времени. На выставке он представлен рядом с доспехами 16-го века, позаимствованными из Королевского оружейного музея в Лидсе.
"Материальный мир Альбрехта Дюрера", музей Уитворта, Манчестер, до 10 марта.