Кино, как отражение эпохи через призму советского общепита. Какие блюда из советских кинокартин стали хитами на домашних столах миллионов жителей СССР? Цитаты каких киногероев сформировали культурный код для нескольких поколений? В новом выпуске «Вкусно по ГОСТу» вспомним о том, как снимали те или иные советские картины.
Блюда из советских фильмов
Все мы помним цитаты из знаменитых советских кинолент: «Мусик, ну, готов гусик?», «Вы почему долму не кушаете, что не любите?», «Овсянка, сэр!».
Ели в отечественном кино много и вкусно. И в сценах с царскими пирами, как в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», и в эпизодах ужинов в общежитии, как в картине «Девчата».
Наши киногерои постоянно что-то готовили, накрывали на стол, или делились своими гастрономическими фантазиями. Как это делал, например, герой Владимира Высоцкого Глеб Жеглов в разговоре с Володей Шараповым.
- Эх, сейчас бы супчика горяченького, да с потрошками!
Как-то в начале 20-х годов прошлого века в беседе с Наркомом просвещения Анатолием Луначарским глава молодого советского государства Владимир Ленин заметил: «Вы у нас слывёте покровителем искусств, так Вы должны твёрдо запомнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино». Эта фраза и определила миссию советского кинематографа на десятилетия вперед.
В стране, где на тот момент три четверти населения старше 9 лет было безграмотным, кинематограф был едва ли не единственным инструментом влияния на умы. И по охвату масс и силе воздействия.
Кино должно объяснять, агитировать, пропагандировать, утверждать! В советское время система общественного питания объединяла в себе разные формы: фабрики-кухни, столовые, рестораны, кафе и всевозможные закусочные. Все они должны были способствовать построению нового быта и культуры питания советских людей, демонстрировать положительные изменения в сознании масс.
Взять, к примеру, арию официанта из музыкальной комедии Григория Александрова «Волга-Волга» 1938 года «о том, как плохо советский повар делает обед» и последующую яркую и аппетитную иллюстрацию образцового обслуживания гостя.
Особую роль кино сыграло в период Великой отечественной. Снимались комедии, которые поднимали боевой дух людей на фронте и в тылу: например, «Свинарка и пастух», «Сердца четырех», а также фильмы о войне - «Два бойца», «Парень из нашего города»…
«Блины! Блины, товарищи офицеры, со значением: по случаю удачной бомбежки», это из «Небесного тихохода», снятого в 1945-ом. Но чаще всего герои поднимали рюмки с каким-нибудь жизнеутверждающим тостом, - на еде кинематографисты внимание не акцентировали – время было голодное.
А вот царские пиры во время съемок исторической драмы «Иван Грозный» в 1944 году режиссер Сергей Эйзенштейн накрывал по-настоящему. Чтобы голодные артисты не съедали «царские яства», блюда и продукты щедро сбрызгивали керосином.
Советское изобилие снимали в кино и в послевоенные годы. Страна поднималась из руин: возводились промышленные гиганты, началось освоение целинных и залежных земель: все эти процессы, конечно же получили отражение в кинематографе: «Кубанские казаки», «Высота», «Солдат Иван Бровкин», «Девчата».
«Дайте жалобную книгу!». Эта фраза как нельзя лучше характеризовала советский общепит с середины 60-х и до конца 80-х. А кинолента 1965 года с одноименным названием очень ярко показала эту проблему.
Многие сцены фильма у наших современников вызывают недоумение. Например, хамство официантов. Но, увы, эти эпизоды не были выдуманными. Близость к источникам дефицитных продуктов позволяла работникам общепита свысока смотреть на посетителей.
Тем менее, главному герою, которого сыграл Олег Борисов, всё же удалось убедить советских официанток пересмотреть свое отношение к клиентам.
Диалог, характеризующий отношения в советском общепите, также можно увидеть в фильме Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих».
- «Настроение – хуже некуда!» - восклицает герой Олега Басилашвили за столиком в ресторане.
- Вряд ли наша курица вам его улучшит», - отвечает ему официантка в исполнении Людмилы Гурченко.
В СССР было четыре класса ресторанов: «люкс», «высший», «первый» и «второй». Первые два класса были в основном в больших городах, в Москве, Ленинграде, и их было не так уж и много. «Первый» и «второй», более распространённый вариант, был практически в любом городе. В них и работали хамоватые официанты, у которых в то время был свой план по количеству обслуживаемых людей в месяц. И если работник его не выполнял, это грозило штрафом, выговором, могли и уволить. Поэтому глаз на клиентов у них был «набит». Они грубили тем, с которых много не получишь. Подолгу не подходили к столику таких клиентов. А любили обслуживать большие компании, особенно если те приходили уже навеселе. Такие и много заказывали, и могли оставить хорошие чаевые. Да и в конце концов их легче было обсчитать.
Советский кинематограф не только напрямую заявлял о проблемах в сфере общественного питания, но тонко иронизировал над советской действительностью. За взглядами, жестами и репликами героев зритель видел другой подтекст.
Неслучайно многие кинофразы, связанные с едой, как говорится, «ушли в народ». «Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я ее каждый день, проклятую, есть», - из фильма «Белое солнце пустыни».
Или про другую икру – заморскую баклажанную – из «Ивана Васильевича», который меняет профессию. А реплика Шурика из этой же ленты о том, что сегодня кильками отравиться легче чем водкой, и вовсе отсылает зрителя к проблеме тридцатых годов. Тогда шло становление предприятий по производству консервов, и отравлений действительно было много.
Кинематограф повлиял и на домашнюю кухню. То, что употребляли в пищу герои фильмов и что при этом говорили, знал каждый второй. Лидером по цитируемости стали картины Эльдара Рязанова. Его герои тоже часто что-то пили и ели. Каждый житель нашей страны безошибочно сможет перечислить праздничные кушанья из новогодней комедии «Ирония судьбы, или С легким паром». И вспомнит, какое блюдо, по мнению Ипполита, настоящая гадость. Два застолья мы наблюдаем в другой не менее популярной рязановской комедии – «Служебный роман».
Еда в кино – не только отражение эпохи, но и своеобразное зеркало для героя. Ведь когда человек принимает пищу, он открыт.
Как он ест, что он ест – во многом его характеризует. Например, как герой киноновеллы Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» на стройке зубами срывает с шампура куски мяса.
Сразу понимаешь: этот герой - человек невоспитанный и не культурный, принадлежащий к определенной социальной категории, которую в советские времена называли тунеядцами.
У ресторанов в советских кинофильмах в большинстве эпизодов сложилась отрицательная аура. В период НЭПа активно развивался частный сектор общественного питания. Цены здесь были совсем не пролетарскими, а потому собирались в кабаках, рюмочных и закусочных люди со средствами – спекулянты, воры и царские недобитки – в общем криминальный элемент. И такой ход, как сцена в ресторане, использовался режиссерами для создания соответствующих образов героев. Вот почему шпионы и преступники в советских фильмах зачастую обсуждают или воплощают свои недобрые планы именно в ресторанах.
Достаточно вспомнить эпизод в заведении «Плакучая ива» из киноленты Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». По сценарию клиента там должны были довести до кондиции, а по пути в уборную оглушить тяжелым предметом. Да и фразу «будете у нас на Колыме…» советскому зрителю объяснять не нужно было, - любой из них ответил бы, как и Геша Козодоев – «уж лучше вы к нам»!
Некоторые из киноблюд перекочевали с экранов в меню предприятий общепита. Многие на годы остались в домашних тетрадках с праздничными рецептами. Из любимых фильмов мы можем узнать, какие продукты в то или иное время были в дефиците. Помните, говорящую скатерть самобранку из ленты Константина Бромберга «Чародеи»: «Да вы что, граждане, белены объелись? Какие лимоны зимой?!».
А после выхода на экраны таких лент, как «Одиноким предоставляется общежитие» и «Самая обаятельная и привлекательная», умение готовить «как в кино», некоторые советские женщины сочли за шанс составить семейное счастье.
Из киноцитат, связанных с едой, на самом деле можно составить целую энциклопедию жизни, где можно найти ответы практически на любой вопрос: как знакомиться в ресторане: «ДитЯм-мороженное, бабе –цветы! Смотри не перепутай, Кутузов».
«Кто ест мало, тот живет долго, ибо ножом и вилкой роем мы могилу себе». Так говаривал доктор в исполнении Леонида Броневого в фильме «Формула любви». Прислушиваться к этому совету безусловно надо…
Но так порой хочется воплотить другой совет, из советского мультфильма «Трое из Простоквашино»: «Неправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь, ты его колбасой кверху держишь, а надо колбасой вниз класть». Следуйте рекомендациям героев фильмов из нашего советского прошлого, ведь раньше было вкуснее!
Телепроект «Вкусно по ГОСТу» - телеканал «Продвижение»
Иллюстрации к материалу предоставлены телеканалом «Продвижение»
Предыдущие выпуски:
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ВЫ НЕ ПРОПУСТИТЕ НОВЫХ ВЫПУСКОВ. СМОТРИТЕ ДРУГИЕ НАШИ МАТЕРИАЛЫ.
ОБЯЗАТЕЛЬНО СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И КОММЕНТИРУЙТЕ НАШИ ПОСТЫ, ДЕЛАЙТЕ РЕПОСТЫ, ПИШИТЕ ВАШИ ВОСПОМИНАНИЯ И ДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ - ЭТО ВАЖНО ДЛЯ НАС!