С каждым днем становится все труднее удивить пользователя, заинтересовать его, побудить к активности. Недостаточно просто иметь качественную продукцию, чтобы быть уверенным, что она продастся. Необходимо вести с клиентом бесконечный диалог, узнавая о всех его новых желаниях и демонстрируя свою заинтересованность и вовлеченность. С появлением социальных сетей, мессенджеров и сервисов потребность в таком бизнесе стала совершенно очевидна.
Термин «Social Commerce» довольно неопределённый, потому что специалисты спорят о том, что именно стоит включать в него. Непосредственные продажи через социальные сети/ мессенджеры, активные беседы с аудиторией в комментариях, пользовательские обзоры на продукты, даже привлечение медийных личностей и стриминг.
Стоит сказать, что если смотреть на цифровые показатели, то значения будут весьма впечатляющими. За 2021 год в Китае с помощью инструментов социальной коммерции были совершены продажи на сумму более 132 миллиардов долларов. По прогнозам экспертов, к 2025 году эта цифра в мире превысит 2 триллиона долларов. Аналитическая компания Data Insight предоставляет такие цифры по России за 2020 год: более 500 миллионов сделок в год на сумму более 700 миллиардов рублей.
Если рассматривать категории товаров, которые чаще всего продаются посредством социальных сетей, то градация будет такой:
- Одежда и обувь;
- Компьютерные игры и смежные товары;
- Электроника и бытовая техника.
Успех социальной коммерции легко объяснить, если взглянуть на тенденцию с психологической точки зрения. Продажи в интернете скорее похожи на дружеские рекомендации, покупая продукты в интернете, ты не ощущаешь, что произошел обмен между тобой и производящей компанией. С продавцом складываются более доверительные отношения.
Особое значение и влияние в данном секторе приобретают отзывы, комментарии других пользователей. Они априори кажутся более честными, чем характеристики, которыми производитель наделяет свой продукт в телевизионной или интернет-рекламе.
Причем вы наверняка и сами замечали, что сколько бы положительных и хвалебных отзывов не было оставлено, именно негативная оценка заставляет задуматься. И автоматически оценивается как правдивая и объективная.
Именно эти тонкости даруют социальной коммерции такой кредит доверия. Некоторые интернет-магазины и маркетплейсы даже ввели в свой функционал эту особенность: прямо в приложении покупатели или продавцы проводят прямые эфиры и выкладывают обзоры.
Из популярных и действенных социальных инструментов, которые компании используют для повышения уровня лояльности, можно назвать:
- сторителлинг;
- съемка бэкстейджа;
- трендовая повестка;
- регулярный постинг в социальных сетях;
- отзывы реальных покупателей.
Как таковые недостатки у подхода выделить сложно, однако преимущества напрашиваются сами собой:
- Увеличение продаж;
- Налаживание контакта с аудиторией;
- Удобство покупок;
- Лучшая осведомленность о нуждах клиентов;
- Повышение уровня лояльности;
- А также маржинальности и конверсии.
Со временем социальная коммерция будет только расширять свое влияние. Тенденцию на общую информатизацию глупо отрицать и совершенно невозможно не замечать. С каждым днем число зарегистрированных пользователей вообще где бы то ни было только растет, а вместе с ним и потребность в покупках. Которую и пытаются удовлетворить интернет-магазины и сервисы.