Найти в Дзене
Архивариус

На шаг впереди противника

К годовщине начала Курской битвы.
Еще 8 апреля 1943 года Г.К.Жуков доложил И.В.Сталину свои соображения о ближайших стратегических планах гитлеровской Германии. И это очень любопытный документ. Весь его приводить не будем, рассмотрим лишь часть:

Докладываю свое мнение о возможных действиях противника весной и летом 1943 года и соображения о наших оборонительных боях на ближайший период.
2. Видимо, на первом этапе противник, собрав максимум своих сил, в том числе до 13-15 танковых дивизий, при поддержке большого количества авиации нанесёт удар своей орловско‐кромской группировкой в обход Курска с северо‐востока и белгородско‐харьковской группировкой в обход Курска с юго‐востока. Вспомогательный удар с целью разрезания нашего фронта надо ожидать с запада из района Ворожбы, что между реками Сейм и Псёл, на Курск с юго‐запада. Этим наступлением противник будет стремиться разгромить и окружить наши 13, 70, 65, 38, 40‐ ю и 21‐ю армии. Конечной целью этого этапа может быть выход противника на рубеж река Короча-Короча-Тим-река Тим-Дросково.

Примечателен этот анализ тем, что у немцев не было подобных планов на тот момент. Занимавший в 1943 году должность генерал-инспектора бронетанковых войск Германии Г.Гудериан вспоминал, что 2 и 3 мая 1943 года состоялись два совещания, на которых "стоял очень серьезный вопрос - должны ли группы армий "Юг" и "Центр" Восточного фронта в недалеком будущем (летом 1943 г.) начать наступление." И именно на этих совещаниях начальник генерального штаба вермахта К.Цейтцлер выдвинул идею о том, чтобы при помощи двойного флангового охвата уничтожить русских под Курском. Однако и тогда, заслушав мнение своих военачальников, Гитлер все еще не пришел к окончательному решению о проведении операции.

Таким образом Г.К.Жуков как минимум за месяц предсказал все замыслы противника по ликвидации Курского выступа. Опираться на разведывательные данные Георгий Константинович не мог - невозможно добыть то, чего еще нет в природе. Настолько точно предсказать замыслы противника еще до того, как эти замыслы у того появились, можно лишь досконально зная ситуацию на фронте и имея выдающееся стратегическое мышление. Но и этого мало. Необходимо еще обладать незаурядным аналитическим умом, позволяющим понять, как действует генералитет врага в различных ситуациях, чтобы увидеть в его действиях шаблонность.

Разумеется, ни одна армия не будет действовать на основании одних лишь прогнозов. Тем не менее, к моменту появления первых данных разведки об операции "Цитадель" укрепление обороны Курского выступа шло полным ходом и одновременно советским командованием готовились планы контрнаступления. Гудериан с горечью вспоминал: "Наступление началось 5 июля маневром, давно известным русским по многочисленным предыдущим операциям, а потому заранее ими разгаданным..." Он даже и не догадывался, что не только эти маневры, но и весь замысел операции был разгадан Г.К.Жуковым еще до того, как он сформировался у немецкой верхушки.